Заметки о третьей главе Книги Иова

Авторы

  • Джеймс Р. Рассел Гарвардский университет, США, 02138, Кембридж, Массачусетс, Дивинити авеню, 6

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.201

Аннотация

Книга Иова представляет собой драму, в которой задается вечный вопрос: если Бог справедлив, почему невинные страдают? Текст книги начинается двумя главами в прозе, в которых Бог обращает внимание Сатаны на праведника Иова и дьявол держит пари, что если Иов сильно пострадает, то потеряет веру. Господь позволяет Сатане причинить Иову беду, но не убить его. Читатель знает об этом, а сам герой остается в неведении. Последующие главы, начиная с третьей, написаны стихами: представляются речи действующих лиц в форме «Ответил Х и сказал», как будто перед нами лежит рукопись классической афинской трагедии. В третьей главе выступает Иов со своей жалобой, на которую реагируют три его друга, своим высокомерным отсутствием сочувствия напоминающие, в свою очередь, хор в греческом театре. Лексика текста пестрит заимствованиями с арамейского и арабского языков и словами, встречающимися только здесь. Редакторы вносили поправки, но дословное чтение жалобы Иова без изменений древнееврейского текста дает интересные результаты. Оказывается, что автор, вероятно, верил в силу сверхъестественных существ, олицетворяющих отдельные дни и времена года и определяющих судьбу человека, к лучшему или к худшему, в этих временных промежутках. Соответственно, полагалось, что Левиафан, спящий великан морей, должен проснуться и взойти на поверхность океана в предрешенный день Апокалипсиса, и тому способствуют мрачные заклятия астрологов и языческих жрецов. Согласно этому же представлению о судьбе, автор книги, если мы читаем его правильно, также заявляет, что еще не воздвигшиеся здания обречены стать руинами. В книге имеются сатирические черты, особенно в отношении к Псалтири. При изложении аргументов привлечены цитаты из литературы Эллады и зороастрийского Ирана: Гераклита Эфесского и среднеперсидской книги Бытия (Бундахишн).

Ключевые слова:

Иов, судьба, Псалтирь, театр, сатира, Левиафан, руины, Гераклит Эфесский, Бундахишн

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Agostini D., Thrope S., transl. (2020) The Bundahišn: The Zoroastrian Book of Creation, a new translation. New York, Oxford University Press.

Anderson A. A. (1989) The Book of Psalms. Vol. 1: Psalms 1–72. Grand Rapids, MI, Eerdmans.

Anklesaria Behramgore Tahmuras (1956) Zand-Ākāsīh: Iranian or Greater Bundahišn. Bombay (Mumbai), Rahnumae Mazdayasnan Sabha.

Anklesaria Ervad Tahmuras Dinshaji, ed. (1908) The Būndahishn: Being a facsimile of the TD manuscript no. 2 brought from Persia by Dastur Tīrandāz and now preserved in the late Ervad Tehmuras’ library. Intro. by B. T. Anklesaria. Bombay (Mumbai), British India Press, Byculla.

Assmann J. (2007) “Creation through hieroglyphs: The cosmic grammatology of ancient Egypt”, in The poetics of grammar and the metaphysics of sound and sign (Jerusalem Studies in Religion and Culture 6) . Eds S. La Porta, D. Shulman, pp. 17–34. Leiden, Brill.

Ayali-Darshan N. (2020) The storm-god and the sea: The Origin, versions, and diffusion of a myth throughout the ancient Near East. Tübingen, Mohr Siebeck.

Benovitz N., Mevorah D., eds (2021) Hear, O Israel: The magic of the Shema. Jerusalem, Israel, Israel Museum.

Cross F. M. (1983) “The epic traditions of Early Israel: Epic narrative and the reconstruction of Early Israelite institutions”, in The poet and the historian: Essays in literary and historical biblical criticism. Ed. by R. E. Friedman, pp. 13–39. Chico, CA, Scholars Press.

Dahood M. (1986) Psalms I: 1–50. Anchor Bible. Garden City, NY, Doubleday.

Dārāb G. H., transl., Nezāmi of Ganjeh (1945) Makhzan ol-Asrār: The treasury of mysteries. London, Arthur Probsthain.

Freedman D. N. (1968) “The structure of Job 3”, in Biblica, vol. 49, pp. 503–508.

Ginzberg L. (5730/1969) The legends of the Jews. In 7 vols. Philadelphia, PA, The Jewish Publication Society of America.

Giora Zvi (1988) “The magical number seven”, in Occident and Orient: A tribute to the memory of Alexander Schreiber, pp. 171–178. Budapest, Akadémiai Kiadó.

Glatzer N. N. (1969) The dimensions of Job: A study and selected readings. New York, Schocken.

Godwin J. (1991) The mystery of the seven vowels in theory and practice. Grand Rapids, MI, Phanes Press.

Gordis R. (5738/1978) The Book of Job: Commentary, new translation, and special studies. New York, Jewish Theological Seminary of America.

Greenstein E. L. (2003) “The language of Job and its poetic function”, in Journal of Biblical Literature, Winter, vol. 122, no. 4, pp. 651–666.

Gruber M. I. (2007/5768) Rashi’s commentary on Psalms. Philadelphia, PA, Jewish Publication Society.

Heraclitus of Ephesus, Muraviev S. N., ed. (2012) The entire inheritance, in the languages of the original and in Russian translation. Moscow, Ad Marginem Press. (In Russian)

Hopkins C. (1979) The discovery of Dura-Europos. New Haven, CT, Yale University Press.

Isbell Ch. D. (1975, repr. 2008) Corpus of the Aramaic incantation bowls. Missoula, Montana, Society for Biblical Literature; Eugene, OR, Wipf & Stock.

Jacobson H. (1983) The exagoge of Ezekiel. Cambridge, Cambridge University Press.

Japhet S. (2003) “Insights on Job 3, from a Medieval commentary: Rabbi Samuel ben Meir (Rashbam) on the Book of Job”, in Reading from right to left: Essays on the Hebrew Bible in honour of David J. A. Clines. Eds J. Cheryl Exum, H. G. M. Williamson (Journal for the Study of the Old Testament Supplement Series 373), pp. 241–253. London, Sheffield Academic Press.

Jastrow M., Jr. (1920) The Book of Job. Philadelphia, J. B. Lippincott Co.

Jellinek A. (1853) Bet ha-Midrasch. Leipzig, A. M. Colditz.

Kahn Ch. H. (1979) The art and thought of Heraclitus: An edition of the fragments with translation and commentary. New York, Cambridge University Press.

Kaikhusroo M. JamaspAsa (1982) Aogǝmadaēčā: A Zoroastrian liturgy. Vienna, Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften (Österreichische Akademie der Wissenschaften, Philosophisch-Historische Klasse, Sitzungsberichte, 397).

Kinnier Wilson J. V. (1975) “A return to the problems of Behemoth and Leviathan”, in Vetus Testamentum, vol. 25, no. 1, pp. 1–14.

Kirk G. S. (1954) Heraclitus: The cosmic fragments, edited with an introduction and commentary. Cambridge, Cambridge University Press.

Kovacs M. G. (1989) The Epic of Gilgamesh. Stanford, CA, Stanford University Press.

Levine L. I., ed. (1987) The synagogue in late Antiquity. Philadelphia, PA, American Schools of Oriental Research.

McCarthy C. (2022) Stella Maris. New York, Alfred A. Knopf.

Most G. W. (2011) “Heraclitus Fragment B 52 DK (on OF 242)”, in Tracing Orpheus: Studies of Orphic fragments in honour of Alberto Bernabé. Ed. Miguel Herrero de Jáuregui, pp. 105–109. Berlin, De Gruyter.

Nezāmī (1351). Kolliyāt-e Khamse-ye Ḥakīm Nezāmī Ganje’ī. Tehrān, Amīr Kabīr Publ. (In Persian)

Noegel S. B. (2007) “Job III in the Light of Mesopotamian Demons of Time”, in Vetus Testamentum, vol. 57, pp. 556–562.

Nyberg H. S. (1928) “Ein Hymnus auf Zervān in Bundahišn”, in Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft, Bd. 82, S. 218–235.

Patai R. (1998) The children of Noah: Jewish seafaring in ancient times. Princeton, NJ, Princeton University Press.

Porter J. I. (2001) “Ideals and ruins: Pausanias, Longinus, and the Second Sophistic”, in Pausanias: Travel and memory in Roman Greece. Eds S. E. Alcock, J. F. Cherry, J. Elsner, pp. 63–92. Oxford, Oxford University Press.

Russell J. R. (1989) “Carmina Vahagni”, in Acta Antiqua, vol. 32, fasc. 3–4, pp. 317–330.

Russell J. R. (2000) An Armenian epic: The heroes of Kasht (Kašti k‘aǰer). Ann Arbor, MI, Caravan Books.

Russell J. R. (2004) “Sasanian Yarns: The problem of the Centaurs reconsidered”, in Atti dei Convegni Lincei, 2001, La Persia e Bisanzio, pp. 411–438. Roma, Accademia Nazionale dei Lincei.

Russell J. R. (2017) “The lyre of King David and the Greeks”, in Judaica Petropolitana, vol. 8, pp. 12–33.

Russell J. R. (2018) “Odysseus and a Phoenician tale”, in Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies, vol. 34, no. 2, pp. 233–250.

Russell J. R. (2023) “On the language of heaven and creation, the Book of Job, and William Blake”, in Judaica Petropolitana, St. Petersburg [forthcoming].

Sacks J., intro., transl., and comm. (2009) The Koren Siddur. Jerusalem, Koren Publ.

Schneerson A. M. M., the seventh Lubavitcher Rebbe, ed. (5770/2009) HaYom Yom: Tackling life’s tasks, daily Chassidic teachings & glimpses into the spiritual lifestyle of Chabad-Lubavitch. Brooklyn, NY, Sichos in English.

Schwartz H. (1993) Gabriel’s palace: Jewish mystical tales. New York, Oxford University Press.

Segal J. B. (1970) Edessa “The Blessed City”. Oxford, The Clarendon Press.

Sperber D. (1994) Magic and folklore in rabbinic literature. Ramat Gan, Bar Ilan University Press.

Van der Toorn K., Becking B., van der Horst P. W., eds (1995) Dictionary of deities and demons in the Bible. Leiden, Brill.

Wikander O. (2010) “Job 3.8 — cosmological snake-charming and Leviathanic panic in an ancient Near Eastern setting”, in Zeitschrift für Alttestamentliche Wissenschaft, vol. 122, pp. 265–271.

Wu Hung (2012) A story of ruins: Presence and absence in Chinese art and visual culture. Princeton, NJ, Princeton University Press.

Zaehner R. C. (1972) Zurvan: A Zoroastrian dilemma. New York, Biblo & Tannen.

Загрузки

Опубликован

08.06.2023

Выпуск

Раздел

История христианской мысли