Судия всей земли поступит ли неправосудно? Заметки о книге Бытия, Протагоре и справедливости Божьей
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2020.107Аннотация
Древнееврейские слова шофет (судья) и мишпат (правосудие, справедливость), употребляются впервые в книге Бытия лишь на позднем этапе технического и общественного развития человечества, когда уже существуют ремесла и города и после того, как Господь уже судил и отдельных людей (например, первого убийцу, Каина), и живущий мир в целом (в эпизоде Потопа). Патриарх Авраам называет Бога судьей всей земли, как будто Ему навязывая это звание и, соответственно, ограничивая Божий произвол. Автор статьи полагает, что этот порядок событий в тексте неслучаен, он указывает на новую концепцию справедливости, опирающуюся на равноправие перед законом и процедуру изложения аргументов перед судьей (и судом). Поскольку Господь безоговорочно принимает такое самоопределение, есть основание полагать, что умственный и духовный характер человечества, олицетворенного Авраамом, развился до такой степени, что человек наконец сумел уловить эти доселе неизвестные Господние черты. Далее в статье выдвигается предположение, что библейская тема божественной справедливости близка к мифу о Прометее, Эпиметее и Зевсе, излагаемому в «Протагоре» Платона, у которых, быть может, общие, семитские корни, поскольку Прометей и его несчастный брат — потомки титана Иапета. Последний, вероятно, тождествен с библейским Иафетом.
Ключевые слова:
Авраам, Моисей, шофет, мишпат, справедливость Божья, Марина Цветаева, зороастризм, ми’радж, хасидский Бердичевский раввин, Платон, Протагор, Афины
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.