Судия всей земли поступит ли неправосудно? Заметки о книге Бытия, Протагоре и справедливости Божьей

Авторы

  • Джеймс Р. Рассел Калифорнийский государственный университет (Фресно), 5241 N Maple Ave, Фресно, Калифорния, 93740, США

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2020.107

Аннотация

Древнееврейские слова шофет (судья) и мишпат (правосудие, справедливость), употребляются впервые в книге Бытия лишь на позднем этапе технического и общественного развития человечества, когда уже существуют ремесла и города и после того, как Господь уже судил и отдельных людей (например, первого убийцу, Каина), и живущий мир в целом (в эпизоде Потопа). Патриарх Авраам называет Бога судьей всей земли, как будто Ему навязывая это звание и, соответственно, ограничивая Божий произвол. Автор статьи полагает, что этот порядок событий в тексте неслучаен, он указывает на новую концепцию справедливости, опирающуюся на равноправие перед законом и процедуру изложения аргументов перед судьей (и судом). Поскольку Господь безоговорочно принимает такое самоопределение, есть основание полагать, что умственный и духовный характер человечества, олицетворенного Авраамом, развился до такой степени, что человек наконец сумел уловить эти доселе неизвестные Господние черты. Далее в статье выдвигается предположение, что библейская тема божественной справедливости близка к мифу о Прометее, Эпиметее и Зевсе, излагаемому в «Протагоре» Платона, у которых, быть может, общие, семитские корни, поскольку Прометей и его несчастный брат — потомки титана Иапета. Последний, вероятно, тождествен с библейским Иафетом.

Ключевые слова:

Авраам, Моисей, шофет, мишпат, справедливость Божья, Марина Цветаева, зороастризм, ми’радж, хасидский Бердичевский раввин, Платон, Протагор, Афины

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Brown J. P. (1995) Israel and Hellas. Berlin, Walter de Gruyter.

Kalonymos Kalmish Shapira R. (2004) Sacred Fire: Torah from the Years of Fury 1939–1942, transl. by J. Hershy Worch, ed. by Deborah Miller. Lanham, MD, Rowman & Littlefield.

Kerényi C. (1963) Prometheus: Archetypal Image of Human Existence. London, Thames & Hudson.

Krahmalkov C. R. (2000) Phoenician-Punic Dictionary. Leuven, Peeters.

Kumove S. (1985) Words Like Arrows: A Collection of Yiddish Folk Sayings. New York, Schocken.

Raggio O. (1958) “The Myth of Prometheus”, in Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, vol. 21, no. 1–2, pp. 44–62.

Russell J. R. (1989) “Carmina Vahagni”, in Acta Antiqua, vol. 32, fasc. 3–4. Budapest.

Russell J. R. (2017) “The Lyre of King David and the Greeks”, in Judaica Petropolitana, no. 8, pp. 12–33.

Séguy M.-R. (1977) The Miraculous Journey of Mahomet (Mirâj Nâmeh). New York, Braziller.

Shapira H. (2011–2012) “For the judgment is God’s’: human judgment and divine justice in the Hebrew Bible and in Jewish tradition”, in Journal of Law and Religion, vol. 27.2, pp. 273–328.

Spiegel S. (1967) The Last Trial. New York, Pantheon.

Stewart J. A. (1960) The Myths of Plato, reprint. Carbondale, IL, Southern Illinois University Press.

Загрузки

Опубликован

06.05.2020

Выпуск

Раздел

Повороты иудейской мысли

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)