О неведомом

Авторы

  • Джеймс Р. Рассел Гарвардский университет, Соединенные штаты Америки, MA 02138, Кембридж, Дивинити ав., 6

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2025.103

Аннотация

Пророчество Исайи парадоксально тем, что слушатели его не поймут — и из-за невежества пострадают — потому, что им понять не дано. Этот парадокс отражается и в Евангелии от Марка, в Новом Завете. Однако парадокс еще усиливается ввиду многократных утверждений иных библейских текстов, что именно Израиль знает истину, в отличие от других народов. Знание представляется при этом как сильный процесс, охватывающий всю личность и суть человека. Книги Иова и Ионы трактуются как трагикомедии о незнании или невежестве. Все пророки Израиля намекают, что мы не в состоянии знать то, что знает Господь Бог, поскольку Он понимает все Свое творение, в частности, животных, в недоступном нам ключе. Далее автор, привлекая понятия тайны и неизведанного, рассматривает «Тайное Евангелие от Марка»: издатель текста и его разъяренные критики, одинаково ослепленные каждый своими предрассудками, не смогли понять ни суть текста, ни социальный контекст его. Автор выдвигает в качестве источников повествования в «Тайном Евангелии от Марка» рассказы о пророках Илии и Елисее и приводит параллельный по содержанию хасидский текст XVIII века. Предрассудки, как известно, вредны, но люди с ними расставаться не хотят. В результате автор делает вывод, что выход из отчаянного положения (не)знания, ведущего к скорби, парадоксальным образом заключается в возвращении к Неведомому — к Божественному началу всего ведения.

Ключевые слова:

Александр Пушкин, Исайя, Второзаконие, Псалтырь, Марк, Иов, Иона, бели-да’ат (др.-евр. «невежество»), Илья, Елисей, Гарольд Блум, Мортон Смит, Егишэ Чаренц, Хорхе Луис Борхес, «Тайное Евангелие от Марка», животные, хасидизм, Николай Гумилев, Надежда Мандельштам, Осип Мандельштам, отец Павел Флоренский

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Admo”r Shalom Dov Ber Schneersohn of Lubavitch (2007) Qunṭres tefila (“Tract on prayer”), Brooklyn, Kehot Publication Society.

Admo”r Shmuel Schneersohn of Lubavitch (2002) Mi khamokha TRK”Ṭ (“Who is like unto You 5629 [=A. D. 1869]”, English title, True Existence), Brooklyn, Kehot Publication Society.

Admo”r Shneur Zalman of Liady (2013—2014) Sefer Liqquṭei Amarim Tanya. Benei Brak, Pe’er Miqdoshim.

Anklesaria B. T. (1956) Zand-Ākāsīh: Iranian or Greater Bundahišn. Bombay (Mumbai), Rahnumae Mazdayasnan Sabha.

Asatrian G. (1999–2000) “The Holy Brotherhood: the Yezidi religious institution of the ‘brother’ and the ‘sister’ of the ‘next world’”, in Iran and the Caucasus, vol. 3–4, pp. 79–96, Erevan.

Asmussen J. P. (1970) “The list of fruits in the Bundahišn”, in M. Boyce and I. Gershevitch, eds, W. B. Henning Memorial Volume, Asia Major Library, pp. 14–19, London, Lund Humphries.

Bailey H. W. (1971) Zoroastrian Problems in the Ninth-Century Books: Ratanbai Katrak Lectures. Oxford, Clarendon Press.

Barzel H. (1975) “The Biblical Layer in Franz Kafka’s Short Story ‘A Country Doctor’”, in Bartel R., ed., Biblical Images in Literature, pp. 89–102, New York, Abingdon Press.

Bloom H. (2005) Jesus and Yahweh: The Names Divine. New York, Riverhead.

Borges J. L. (1998) Collected Fictions, tr. by Andrew Hurley, New York, Viking.

Bray A. (2003) The Friend. Chicago, University of Chicago Press.

Brodie Th. L. (1986) “Towards unravelling Luke’s use of the Old Testament: Luke 7.11–17 as an imitatio of 1 Kings 17.17–24”, in New Testament Studies, vol. 32, pp. 247–267.

Brody A. J. (1998) “Each Man Cried Out to His God”: The Specialized Religion of Canaanite and Phoenician Seafarers. Harvard Semitic Museum Monographs 58. Atlanta, GA, Scholars Press.

Dick Ph. K. (1985) Radio Free Albemuth. New York, Arbor House.

Florensky P. (1997) The Pillar and Ground of the Truth, tr. by Boris Jakim with an intro. By Richard F. Gustafson, Princeton, NJ, Princeton University Press.

Gathercole S. (2021) The Apocryphal Gospels. London, Penguin.

Jenkins Ph. (2001) Hidden Gospels: How the Search for Jesus Lost Its Way. New York, Oxford University Press.

Kermode F. (1979) The Genesis of Secrecy: On the Interpretation of Narrative. Cambridge, MA, Harvard University Press.

King A. (2017) Scent from the Garden of Paradise: Musk and the Medieval Islamic World. Leiden, Brill.

Lasine S. (2004) “Matters of life and death: the story of Elijah and the widow’s son in comparative perspective”, in Biblical Interpretation 12.2, 2004, pp. 117–144.

Mandelshtam N. (1972) The second book. Paris, YMCA Press. (In Russian)

Matt D. (2022) Becoming Elijah: Prophet of Transformation, Jewish Lives series, New Haven, Yale University Press.

Nersoyan Tiran, bishop. (1950) Divine Liturgy of the Armenian Apostolic Orthodox Church. New York, Delphic Press. (In Armenian)

Russell J. R. (1998) “Truth is What the Eye Can See: Armenian Manuscripts and Armenian Spirituality”, in T. Mathews and R. Wieck, eds, Treasures in Heaven: Armenian Art, Religion, and Society, pp. 147–162. New York, Pierpont Morgan Library.

Russell J. R. (2001) “God is Good: Tobit and Iran”, in Iran and the Caucasus, vol. 5, pp. 1–6, Erevan and Tehran.

Russell J. R. (2001–2002) “The Epic of the Pearl,” in Revue des Etudes Arméniennes, vol. 28, pp. 29–100.

Russell J. R. (2004) “From an Archive of Unpublished Poems of Yeghishe Ch‘arents‘”, in Armenian and Iranian Studies, Armenian Heritage Press and Harvard Armenian Texts and Studies, vol. 9, pp. 1365–1432, Cambridge.

Russell J. R. (2008 (2009)) “Ełiše Č‘arenc‘i antip banastełcut‘yunneri arxivic‘”, “Čarenc‘ǝ: margare”, in Ink‘nagir grakan hands, vol. 5, pp. 5–41.

Russell J. R. (2012) “The Book of the Way (Girk‘ chanaparhi) of Yeghishe Charents: An Illuminated Apocalyptic Gospel for Soviet Armenia”, Armenian Studies Program Occasional Paper Series, Stephan Astourian, general ed., University of California, Berkeley.

Russell J. R. (2012) “The Curving Shore of Space and Time: Notes on the Prologue to Pushkin’s Ruslan and Ludmila”, in Steven Fine and Shai Secunda, eds, Shoshannat Yaakov: Jewish and Iranian Studies in Honor of Yaakov Elman, pp. 318–365, Leiden, Brill.

Russell J. R. (2018) “Iranian in the Hekhalot”, in Matteo Compareti, ed., Fabulous Creatures and Spirits in Ancient Iranian Culture, pp. 93–110, Bologna, Casa Editrice Persiani, 2018.

Russell J. R. (2023) “Deus Loquens,” in Homo Loquens: Language and Culture, Collection of scientific articles, reports and communications, All-Russian scientific and practical conference with international participation, vol. 8, pp. 104–126, St. Petersburg, Russian Christian Humanitarian Academy named after. F. M. Dostoevsky.

Russell J. R. (2023) “Notes on Job 3”, in Issues of Theology, vol. 5, no. 2, pp. 170–198.

Russell J. R. (2023) “On the Language of Heaven and Creation, the Book of Job, and William Blake”, forthcoming in Judaica Petropolitana.

Sasson J. M. (1990) Jonah: A New Translation with Introduction, Commentary, and Interpretation, The Anchor Bible. New York, Doubleday.

Scherman N., rabbi (2013) Nevi’im aḥaronim: Yesha‘yah, Rahway, NJ: Mesorah.

Simon M., tr. (1977) Midrash Rabbah: Song of Songs. London, Soncino.

Slifkin N., rabbi (2009) Perek Shirah: Nature’s Song. Brooklyn, Zoo Torah.

Smith G. S., Landau B. C. (2023) The Secret Gospel of Mark: A Controversial Scholar, a Scandalous Gospel of Jesus, and the Fierce Debate over its Authenticity. New Haven, Yale University Press.

Stone M. (2018) Secret Groups in Ancient Judaism. New York, Oxford University Press.

Загрузки

Опубликован

30.04.2025

Выпуск

Раздел

Исследования