«Было бы неплохо осуществить исследовательский проект под названием “Богословский пароход”…»

Авторы

  • Протоиерей Павел Хондзинский Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 115184, Москва, ул. Новокузнецкая, 23Б

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.209

Аннотация

В беседе с историком русского богословия эпохи модерна обсуждается тема преемственности некоторых ключевых идей, характерных для диаспорального богословия XX в., по отношению к тем идеям, истоки которых обнаруживаются в русском духовно-академическом богословии XIX — начала ХХ в. Вопреки устоявшемуся представлению, согласно которому русское послереволюционное эмигрантское богословие было новой, прорывной фазой в теологическом развитии, автор показывает, что такие характерные для этого богословия концепции, как тринитарная экклезиология, персонализм, обожение, кенотическое богословие, возникают и формируются уже у российских авторов с конца 1880-х до переломного 1917 г. В ходе беседы обсуждаются также конкретные темы: возникновение русской богословской школы, нововременная антропология в ее связи с антропологией блж. Августина; рецепция Ареопагитского корпуса в дореволюционной России; влияние западного богословия, в частности французского мистицизма XVII в., а также новейшей для того времени философии и психологии на представителей русской духовно-академической традиции. Специфику русского дореволюционного богословия автор связывает с тем, что Русская церковь первой среди православных церквей оказывается в ситуации Нового времени с его секуляризацией, внерелигиозным гуманизмом и характерным философским языком. Обсуждается также статус русских богословов-мирян (прежде всего профессоров духовных школ, принадлежавших вместе с преподавателями в священном сане к одной духовно-академической корпорации). Беседа представляет собой многоаспектный взгляд на историю русского православного богословия последних столетий, в которой еще остаются лакуны, обозначенные автором.

Ключевые слова:

история русского православного богословия, духовно-академическое богословие XIX века, диаспоральное богословие XX века, богословы-миряне, тринитарная экклезиология, персонализм, обожение, кенотическое богословие

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Afanasiev N., archpriest (2015) The Church of God in Christ. Moscow, Pravoslavnyi Sviato-Tikhonovskii gumanitarnyi universitet Publ. (In Russian)

Belyaev A. (1884) Divine love. The experience of discovering of main Christian dogmas from the beginning of Divine love. Moscow, Tipografiia M. N. Lavrova i K° Publ. (In Russian)

Bolotov V. (1914) “On the question of Areopagite creations”, in Khristianskoe chtenie, no. 5. pp. 555–580. (In Russian)

Brilliantov A. I. (1998) The influence of Eastern theology on Western theology in the works of John Scotus Erigena. Moscow, Martis Publ. (In Russian)

Bulgakov S., archpriest (1953) Philosophy of the Name. Paris, YMCA-PRESS. (In Russian)

Feofan Zatvornik, saint (2004) An Interpretation of Paul’s Epistle to the Ephesians. Moscow, Pravilo very Publ. (In Russian)

Feofan Zatvornik, saint (2007) About different things of faith and life. Moscow, Pravilo very Publ.(In Russian)

Florensky P. (2003) The pillar and ground of the truth. Moscow, AST Publ. (In Russian)

Florovsky G., archpriest (2009) Ways of Russian theology. Moscow, Institut Russkoi tsivilizatsii Publ. (In Russian)

Gavriushin N. (2011) Russian theology: Essays and portraits. Nizhny Novgorod, Izdatel’stvo Nizhegorodskoi dukhovnoi seminarii Publ. (In Russian)

Innocent of Kherson, saint (1908) Works. In 6 vols, vol. 6. St. Petersburg, I. L. Tuzov Publ. (In Russian)

John of Kronstadt, saint (1893) My Life in Christ. In 2 vols. St. Petersburg, Tipografiia V. Erofeeva Publ. (In Russian)

John of Kronstadt, saint (2006) Diary. In 19 vols, vol. 10. Tver’, Bulat Publ. (In Russian)

Khomyakov A. S. (1900) Complete works. In 8 vols, vol. 2. Moscow, Tipolitografiia tovarishchestva I. N. Kushnerev i K° Publ. (In Russian)

Khondzinskii P. (2010) Saint Philaret of Moscow: Theological synthesis of the era. Moscow, Pravoslavnyi Sviato-Tikhonovskii gumanitarnyi universitet Publ. (In Russian)

Khondzinskii P. (2015) “Synthesis of experimental psychology and metaphysics in the Russian ecclesiastical academies of the second half of the 19th century: A. E. Svetilin and his students”, in Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom, vol. 33, no. 4, pp. 152–174. (In Russian)

Khondzinskii P. (2016) “The anthropology of Apollinaris of Laodicea in the works of V. Nesmelov”, in Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. 1. Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie, vol. 63, no. 1, pp. 38–49. (In Russian)

Khondzinskii P. (2019) “‘In the language of Sophiology’: Priest Sergiy Bulgakov’s criticism of St. Augustine’s Triadology”, in Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia I: Bogoslovie. Filosofiia. Religiovedenie, vol. 83, pp. 11–25. (In Russian)

Khondzinskii P. (2020) “The theological legacy of John of Kronstadt in the context of the Synod tradition”, in “All life is in the pursuit of holiness and truth”. The Righteous John Kronstadtsky: Pastor of the New Age and his legacy, pp. 214–233. Moscow, Fond sotsial’no-kul’turnykh initsiativ Publ.; Leto Publ. (In Russian)

Khondzinskii P. (2021) Theological portraits: Essays on patristic theology of the synodal era. Moscow, Pravoslavnyi Sviato-Tikhonovskii gumanitarnyi universitet Publ. (In Russian)

Khondzinskii P. (2022) “Augustinus Rossicus. Outlines of Russian Augustiniana from the 18th to the middle of the 20th century”, in Augustine, Bishop of Hippo. Works. Vol. 1, pp. 21–98, Moscow, Pravoslavnyi Sviato-Tikhonovskii gumanitarnyi universitet Publ. (In Russian)

Khondzinskii P., prot. (2017) “The Church is not an academy”: Russian non-academic theology of the 19th century. Moscow, Pravoslavnyi Sviato-Tikhonovskii gumanitarnyi universitet Publ. (In Russian)

Koch H. (1900) Pseudo-Dionisius Areopagita in seinen Bezihungen zum Neoplatonismus und Mysterionwesen. Meinz, Franz Kirchheim.

Leskin D. (2004) Polemics on Divine Name: Philosophy of name in Russia in the context of events on Athos in 1910s. St. Petersburg, Aleteiia Publ. (In Russian)

Lisovoi H. N., priest, Khondzinskii P., prot. (2011) Bishop Michael (Gribanovsky). Essays, Letters, Biography. Moscow, Pravoslavnyi Sviato-Tikhonovskii gumanitarnyi universitet Publ.; Izdatel’stvo Moskovskoi patriarkhii Russkoi pravoslavnoi tserkvi Publ.

Lot-Borodine M. (1932) “La doctrine de la ‘deification’ dans l’Église grecque jusqu’au XIe siècle”, in Revue de l’histoire des religions, vol. 105, pp. 5–43.

Lot-Borodine M. (1932) “La doctrine de la ‘deification’ dans l’Église grecque jusqu’au XIe siècle”, in Revue de l’histoire des religions, vol. 106, pp. 525–574.

Lot-Borodine M. (1933) “La doctrine de la ‘deification’ dans l’Église grecque jusqu’au XIe siècle”, in Revue de l’histoire des religions, vol. 107, pp. 8–55, 245–246.

Minin P. (1916) The main directions of Ancient church mysticism. Sergiev Posad: Sviato-Troitskaia Sergieva lavra Publ. (In Russian)

Novoselov M. A. (1902) The forgotten path of experienced knowledge of God. Vyshny Volochek, V. S. Sokolova Publ. (In Russian)

Petrov (Polubinsky) I., priest (1803) On the external worship and external actions of the human Christian. In 3 vols. Moscow, Gubernskaia tipografiia A. Reshetnikova Publ. (In Russian)

Philaret, Metropolitan of Moscow, prelate (1873–1885) Words and speeches. In 5 vols, vol. 2. Moscow, Novospasskii monastyr’ Publ. (In Russian)

Popov I. V. (1909) “The idea of deification in the ancient Eastern Church”, in Voprosy filosofii i psihologii, vol. 97, no. 2, pp. 165–213. (In Russian)

Popov I. V. (2004) Works on patrology. In 2 vols, vol. 1. Sergiev Posad, Sviato-Troitskaia Sergieva lavra Publ.; Moskovskaia dukhovnaia akademiia Publ. (In Russian)

Popov I. V. (2005) Works on patrology. In 2 vols, vol. 2. Sergiev Posad, Sviato-Troitskaia Sergieva lavra Publ.; Moskovskaia Dukhovnaia Akademiia Publ. (In Russian)

Ritschl A. (1871) “Über die Methode der älteren Dogmengeschichte”, in Jahrbücher für Deutsche Theologie, vol. 16, pp. 191–214.

Samarin Yu. (1877–1911) Essays. In 12 vols, vol. 5. Moscow, D. Samarin Publ. (In Russian)

Soloviev V. S. (1911) Russia and the Universal Church. Moscow, Put’ Publ. (In Russian)

Soloviev V. S. (1912) Works. In 10 vols, vol. 4. St. Petersburg, Knigoizdatel’skoe tovarishchestvo “Prosveshhenie” Publ. (In Russian)

Stiglmayr J. (1895) “Das Aufkommen der Pseudo-Dionysischen Schriften und ihr Eindringen in die christliche Literatur bis zum Lateranconcil 649”, in Jahresbericht des offentlichen Privatgymnasium an der Stella matutina, S. 3–96. Feldkirch, Kessinger.

Strauss D. (1992) The Life of Jesus. Moscow, Respublika Publ. (In Russian)

Tikhon Zadonsky, saint (1889) Works. In 5 vols, vol. 3. Moscow, Sinodal’naia tipografiia Publ. (In Russian)

Tuberovsky A. M. (1998) The Resurrection of Christ: Experience of the mystical ideology of the Easter dogma. St. Petersburg, Voskresenie Publ. (In Russian)

Zarin S. (1907) Asceticism according to Orthodox Christian doctrine. In 2 vols. St. Petersburg, Tipolitografiia Sankt-Peterburzhskoi tiur’my Publ. (In Russian)

Zenkovsky V. V. (2001) History of Russian philosophy. Moscow, Akademiсheskii proekt Publ.; Raritet Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

08.06.2023

Выпуск

Раздел

Беседы

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)