Соборность в русской богословской традиции
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2019.307Аннотация
В беседе А. И. Кырлежева с протоиереем Павлом Хондзинским обсуждается концепция «соборности», возникшая в русском богословии у Алексея Хомякова под влиянием богословия Адама Мёлера и немецкой философии, причем особый акцент сделан на значении последней для формирования логической структуры нового экклезиологического понятия. Учитываются идеи древнего Отца Церкви блж. Августина. Прослеживается взаимодействие изначального русского понятия соборности с богословским персонализмом в конце XIX–XX в. Рассматриваются вопросы: соборность как единство и как единство во множестве, соотношение церковной соборности с социальной общинностью, симфоническая личность, персонификация Церкви. Обозначается развитие концепции соборности у таких авторов, как Владимир Соловьев, Сильвестр Малеванский, Евгений Аквилонов, Павел Флоренский, Антоний Храповицкий, Сергий Булгаков, Николай Афанасьев, Георгий Флоровский, Владимир Лосский и др. Обсуждается соотношение русского понятия соборности, кафоличности Символа веры и исторической практики церковных соборов, прежде всего Всероссийского собора 1917–1918 гг., который обозначил как «демократический поворот» в Церкви (вопрос о статусе мирян), так и стремление к персонификации церковного единства (восстановление патриаршества). В заключение выявлены вопросы, требующие дальнейшего богословского исследования.
Ключевые слова:
соборность, кафоличность, соборы, Алексей Хомяков, Адам Мёлер, немецкий идеализм, русское богословие
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.