Соборность в русской богословской традиции

(Беседа Александра Кырлежева с протоиереем Павлом Хондзинским)

  • Павел Владимирович Хондзинский Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 115184, Москва, ул. Новокузнецкая д. 23б
  • Александр Иванович Кырлежев Синодальная библейско-богословская комиссия Русской православной церкви, Комиссия по богословию и богословскому образованию Межсоборного присутствия, Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, Российская Федерация, 115035, Москва, Пятницкая ул., 4/2, стр. 1

Аннотация

В беседе А. И. Кырлежева с протоиереем Павлом Хондзинским обсуждается концепция «соборности», возникшая в русском богословии у Алексея Хомякова под влиянием богословия Адама Мёлера и немецкой философии, причем особый акцент сделан на значении последней для формирования логической структуры нового экклезиологического понятия. Учитываются идеи древнего Отца Церкви блж. Августина. Прослеживается взаимодействие изначального русского понятия соборности с богословским персонализмом в конце XIX–XX в. Рассматриваются вопросы: соборность как единство и как единство во множестве, соотношение церковной соборности с социальной общинностью, симфоническая личность, персонификация Церкви. Обозначается развитие концепции соборности у таких авторов, как Владимир Соловьев, Сильвестр Малеванский, Евгений Аквилонов, Павел Флоренский, Антоний Храповицкий, Сергий Булгаков, Николай Афанасьев, Георгий Флоровский, Владимир Лосский и др. Обсуждается соотношение русского понятия соборности, кафоличности Символа веры и исторической практики церковных соборов, прежде всего Всероссийского собора 1917–1918 гг., который обозначил как «демократический поворот» в Церкви (вопрос о статусе мирян), так и стремление к персонификации церковного единства (восстановление патриаршества). В заключение выявлены вопросы, требующие дальнейшего богословского исследования.

Ключевые слова:

соборность, кафоличность, соборы, Алексей Хомяков, Адам Мёлер, немецкий идеализм, русское богословие

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Akvilonov E. (1896) New Testament doctrine abour the Church: experience of the dogmatic research.St. Petersburg, Tovarishchestvo “Pechatnia S. P. Iakovleva” Publ., (In Russian)

Akvilonov E. (1894) The Church. Science definition of the Church and apostol’s learnind about it as a Christ’s body. St. Petersburg, Tipografiia A. Katanskogo i K°. (In Russian)

Bolton A., d. (1931) “ ‘Sobornaja Cercov’: note sur le mots du symbole slave”, in Irénikon, vol. VIII, pp. 161–164.

Bulgakov S. (1930) “Das Selbstbewusstsein der Kirche”, in Orient und Occident, Heft 3, S. 1–22.

Bulgakov S., archipriest (2001) Proceedings about the Trinity. Moscow, O.G.I. Publ. (In Russian)

Feofan Zatvornik, st. (2007). About different things of faith and life. Moscow, Pravilo very Publ.(In Russian)

Gavriliuk P. (2017) Georgii Florovskii and religious-philosophical Renaissance. Kiev, Dukh i litera Publ. (In Russian)

Gezen A. (1884) The history of the Slavic translation of the Creed. St. Petersburg, Tipografiia Imp. Akademii nauk. (In Russian)

Möhler J. A. (1825) Eincheit in der Kirche oder das Princip des Katholicismus dargestellt im Geiste der Kirchenfater der ersten Jahrhunderten. Tübingen, Heinrich Laupp.

Nesmelov V. I. (1994) Science about a human. In 2 vols. Kazan’, Zaria-Tan Publ. (In Russian)

Plank B. (1960) Katholizität und Sobornost’. Würzburg, Augustinus Publ.

Sil’vestr (Malevanskii), archimandrite (1872) Church Doctrine in the first three centuries of the Christianity. Kiev, Tipografiia Kievo-Pecherskoi lavry. (In Russian)

To the Church Council. Collection of a group of St. Petersburg priests (1906). St. Petersburg, Tipografiia M. Merkusheva. (In Russian)Valliere P. (2016) “Councils as a Manifestati

Valliere P. (2016) “Councils as a Manifestation of the Church”, in Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom, no. 1, pp. 10–50. (In Russian)
Опубликован
2019-11-01
Раздел
Беседы