Теология и государственно-религиозные отношения: к вопросу о теориях среднего уровня

Авторы

  • Всеволод Валерьевич Золотухин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20; Научный центр «Государство и религия в Азии» Института Китая и современной Азии РАН, Российская Федерация, 117997, Москва, Нахимовский пр., 32 https://orcid.org/0000-0002-4405-5543

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.401

Аннотация

Данная статья посвящена вопросу о том, как в контекст современного российского гуманитарного знания вписаны исследования по государственно-религиозным отношениям (ГРО) и как с ними может работать теолог. Они понимаются как теории среднего уровня по сравнению с философскими обобщениями касательно религии вообще (макроуровень) и антропологическими исследованиями религиозных сообществ (микроуровень). Теории среднего уровня помогают усматривать важнейшие особенности функционирования религии в рамках региональных культурных традиций; они рассматривают как религиозную традицию, так и сопутствующую ей теологию в качестве конкретно-исторического социального феномена. Пестрота представлений о религии и о теологии в мировых культурах (и внутри европейской, в частности) способствует тому, что лучше всего работа теолога описывается через метафору оптики. Эта оптика заключается в умении смотреть глазами инсайдера на религию как на социально-политическое сообщество. Дополнительные возможности открывает теологу при этом глубокое понимание образа жизни членов религиозного сообщества, их убеждений и связанной с ними картины мира. Это понимание достигается включенностью теолога в религиозную практику, которая нормативно предполагает личное принятие религиозного учения. Теолог сопоставляет факты жизни религиозного сообщества («сущее») и ее нормативы, прописанные в традиции («должное»); выносит суждение по поводу их актуального соотношения; прописывает траектории возможного развития религиозной традиции. Специфика теологической оптики применительно к изучению ГРО будет заключаться в высокой значимости герменевтических методов — как при детальном анализе границ и соотношения ключевых понятий, которыми пользуется традиция, так и при сличении актуальных богословских мнений с нормативными утверждениями доктрины. Этот ракурс изучения ГРО поспособствует пониманию религии как конкретно-исторического социально-политического явления. Теологическая оптика не исключает методологического переключения и применения религиоведческого, социально-философского, историко-правового инструментария там, где исследователь сочтет его необходимым.

Ключевые слова:

теология, государственно-религиозные отношения, методология науки, гуманитарное знание, герменевтика, история понятий, незападные культуры

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Al-Khusht M.ʻU. (2001) Madkhal ila falsafat al-din [Introduction to Philosophy of Religion]. Cairo, Dar Quba’. (In Arabic)

Avanesov S. S. (2020) “On origin and meaning of the term “Theology”, in Vestnik RKhGA, vol. 21, iss. 1, pp. 11–28. (In Russian)

Bernoulli C. A. (1897) Die wissenschaftliche und die kirchliche Methode in der Theologie. Ein enzyklopädischer Versuch. Freiburg im Breisgau, J. C. B. Mohr.

Bongard-Levin G. M., ed. (1982) Buddhism, state and society in the countries of Central and East Asia in the Middle Ages: collection of papers. Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Buswell R. E. Jr., Lopez Donald S. Jr., eds (2014) The Princeton Dictionary of Buddhism. Princeton, Princeton University Press.

Cicero (1985) Treatises on Philosophy. Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Delyusin L. P., ed. (1987) Buddhism and state in the Far East: collection of papers. Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Fleischer D., ed. (2015) Johann Salomo Semler. Ob der Geist des Widerchrists unser Zeitalter auszeichne? In freimütigen Briefen zur Erleichterung der Privatreligion der Christen (1784) Mit Beilagen. Nordhausen, Verlag Traugott Bautz GmbH.

Jackson R. R., Makransky J. J., eds (2000) Buddhist Theology. Critical Reflections by Contemporary Buddhist Scholars. Richmond, Curzon Press.

Khondzinskiy P. V., Archpr. (2017) Metropolitan Philaret Drozdov’s Theological Synthesis as Solution for Problems of the 18th Century Russian Theology. PhD Thesis in Theology. Moscow, Pravoslavnyi Sviato-Tikhonovskii gumanitarnyi universitet Publ. (In Russian)

Kornev V. I. (1973) Thai Buddhism . Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Mel’nichenko B. N. (1996) Buddhism and royal power (Buddhism in the history of the Siamese state of the 13th — early 20th centuries). St. Petersburg, St. Petersburg University Press. (In Russian)

Melʼnikov S. A. (2018) Introduction to Aristotle’s philosophy. 8 lectures for the “Magisteriya” project. Moscow, Rosebud Publishing. (In Russian)

Okita K. (2014) Hindu Theology in Early Modern South Asia. The Rise of Devotionalism and the Politics of Genealogy. Oxford, Oxford University Press.

Reischle M. (1889) Die Frage nach dem Wesen der Religion. Grundlegung zu einer Methodologie der Religionsphilosophie. Freiburg im Breisgau, J. C. B. Mohr.

Rudolph K. (1992) Geschichte und Probleme der Religionswissenschaft. Leiden, Brill.

Schmidt J. (2003) Philosophische Theologie. Grundkurs Philosophie 5. Stuttgart, Kohlhammer.

Semler J. S. (1786) Ueber historische, gesellschaftliche und moralische Religion der Christen. Leipzig, G. E. Beer.

Shinkarev V. N. (1997) Person in Tibeto-Burmese ethnic worldviews. Moscow, Institut etnologii i antropologii im. N. N. Miklukho-Maklaya RAN Publ. (In Russian)

Shmonin D. V. (2019) “Scientific rationality and “return to theology”, in Issues of Theology, vol. 1, no. 3, pp. 280–306. (In Russian)

Shmonin D. V. (2021) The Mystery of the Answer. St. Petersburg: Izdatel’stvo Sankt Peterburgskoi dukhovnoi akademii Publ.; Izdatel’stvo RGPU im. A. I. Gertsena Publ. (In Russian)

Shmonin D. V. (2022) “Identifying theology and philosophy of science”, in Voprosy filosofii, iss. 1, pp. 197–207. (In Russian)

Tsendina A. D. (2015) “The Buddhist reincarnation as field for political games by written Mongol sources in the 17th — Early 20th centuries”, in Strany i narody Vostoka. vol. XXXVI. Religiya na Vostoke, pp. 141–159. Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Volkov S. V. (1985) Early History of Buddhism in Korea (Sangha and State) . Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Vsevolodov V. I. (1978) Burma: religion and politics. Buddhist Sangha and state. Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.12.2023

Выпуск

Раздел

Теология: прикладные аспекты и междисциплинарные связи