Соотношение религиозного и светского в трудах Ф. М. Достоевского (на материалах «Дневника писателя» и писем)

Авторы

  • Василий Александрович Щипков Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Российская Федерация, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76 https://orcid.org/0000-0002-2263-283X

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.403

Аннотация

Статья реконструирует религиозно-философские взгляды Ф. М. Достоевского на проблему соотношения религиозного и светского через обращение к переписке и публицистике писателя. Проведенный анализ показал, что философская мысль Достоевского христоцентрична, а спор о соотношении религиозного и светского, как и сам исторический процесс, погружен им в богословский христианский контекст. Ключевые понятия политической философии того времени («просвещение», «прогресс») он фактически отказывался принимать их в светском смысле, наполняя их качественно иным, богословским содержанием. Из публицистики Достоевского следует, что он рассматривал религиозное как подсистему христианства, а культуру (включая рациональное мышление) и любые общественные отношения — как производное от религии и как часть религии, а не как автономные сферы. Любые светские (гражданские) идеалы и нормы во всех случаях оставались для Достоевского категориями религиозно-нравственными. Поэтому проблема противостояния светского и религиозного погружена в творчестве писателя внутрь религиозной жизни человека, является нравственно-теологической проблемой христианства и в этом смысле ставит под сомнение онтологическую полноценность «светского» как культурной категории. Подход Достоевского как философа становится востребованным в рамках текущих научных дискуссий о «постсекулярном».

Ключевые слова:

Достоевский, христианство, религия, секулярное, русская философия, Запад, христоцентризм, богословие

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Dostoevsky F. M. (1972‒1990) Complete works. In 30 vols. Leningrad, Nauka Publ. (In Russian)

Gacheva A. G. (2007) “Dostoevsky’s creativity and Russian religious and philosophical thought of the late 19th — first third of the 20th century”, in Dostoevskii i XX vek. Vol. 1. Ed. by T. A. Kasatkina, pp. 18–96. Moscow, Institut mirovoi literatury im. A. M. Gor’kogo RAN Publ. (In Russian)

Garstka Chr. (2020) “The Enlightened West — or the Light from the East? Dostoyevski’s Construction of the Other out of Crisis”, in Dostoevsky Studies, vol. 23, pp. 121–136.

Iustin (Popovich) (1998) Dostoevsky on Europe and the Slavs. St. Petersburg, Admiralteistvo Publ. (In Russian)

Iustin (Popovich) (2008) Philosophy and Religion of F. M. Dostoevsky. Minsk, Izdatel’stvo D. V. Kharchenko Publ. (In Russian)

Kasatkina T. A. (2019) Dostoevsky as a philosopher and theologian: Literature speech. Moscow, Vodolei Publ. (In Russian)

Likhachev D. S. (1988) “The Baptism of Rus and the State of Rus”, in Novyi mir, no. 6, pp. 249–258. (In Russian)

Romanova E. N. (2009) “The specifics of Ancient Russian philosophical thought (on the historiography of the question)”, in Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Filosofiia. Sotsiologiia. Pravo, vol. 57, no. 2, pp. 198–205. (In Russian)

Shchipkov V. A. (2017) “Abduction of Tradition or Secular Pastors (on Historical Phenomenon of Intelligentsia)”, in Tetradi po konservatizmu, no. 4, pp. 29–44. (In Russian)

Zakharov V. N. (2005) “The answer is essentially”, in Problemy istoricheskoi poetiki, vol. 7, pp. 5–16. Available at: https://poetica.pro/journal/article.php?id=2564 (accessed: 28.04.2023). (In Russian)

Zen’kovskii V. V. (2001) History of Russian Philosophy. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ.; Raritet Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.12.2023

Выпуск

Раздел

Теология: прикладные аспекты и междисциплинарные связи