Соотношение религиозного и светского в трудах Ф. М. Достоевского (на материалах «Дневника писателя» и писем)
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.403Аннотация
Статья реконструирует религиозно-философские взгляды Ф. М. Достоевского на проблему соотношения религиозного и светского через обращение к переписке и публицистике писателя. Проведенный анализ показал, что философская мысль Достоевского христоцентрична, а спор о соотношении религиозного и светского, как и сам исторический процесс, погружен им в богословский христианский контекст. Ключевые понятия политической философии того времени («просвещение», «прогресс») он фактически отказывался принимать их в светском смысле, наполняя их качественно иным, богословским содержанием. Из публицистики Достоевского следует, что он рассматривал религиозное как подсистему христианства, а культуру (включая рациональное мышление) и любые общественные отношения — как производное от религии и как часть религии, а не как автономные сферы. Любые светские (гражданские) идеалы и нормы во всех случаях оставались для Достоевского категориями религиозно-нравственными. Поэтому проблема противостояния светского и религиозного погружена в творчестве писателя внутрь религиозной жизни человека, является нравственно-теологической проблемой христианства и в этом смысле ставит под сомнение онтологическую полноценность «светского» как культурной категории. Подход Достоевского как философа становится востребованным в рамках текущих научных дискуссий о «постсекулярном».
Ключевые слова:
Достоевский, христианство, религия, секулярное, русская философия, Запад, христоцентризм, богословие
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.