Развитие сравнительной иудейской герменевтики Евангелия от Матфея

Авторы

  • Абай Трупбергенов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0009-0008-4996-9134

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2024.103

Аннотация

В статье рассматривается история развития сравнительных иудейских герменевтических исследований Евангелия от Матфея с XVII в. Особое внимание обращено на возникновение, характер и этапы развития сравнительных работ, на появлявшиеся в этом процессе препятствия и их преодоление. Проводится сравнение двух параллельных традиций в указанных исследованиях — христианской и еврейской. В основе методологии христианских и еврейских ученых лежали подходы исторической критики и филологии, преодолевшие религиозные рамки и принесшие академичность в сравнительные исследования. Однако в дальнейшем историческая критика привела к задержке развития сравнительных иудейских исследований из-за проблем анахронизма, так как раввинистическая литература написана на несколько сотен лет позднее Нового Завета и поэтому не подходит для сравнений. Другим препятствием для развития сравнительного анализа был филологический принцип одного текстуального значения, в то время как иудейская герменевтика предполагает множество значений сакрального текста, что противоречило принципу одного значения. Революционный прорыв в сравнительной иудейской герменевтике произошел в середине ХХ в. благодаря использованию литературного подхода, не связанного строгими правилами исторической критики и филологическим принципом одного значения. Рене Блок предложила использование раввинистической литературы для исследования христианской и межзаветной литературы и даже Библии, хотя такое сравнение является анахроничным. Культурный подход помог увидеть уникальность культурного вклада экзегетов и преодолеть религиозные препятствия для сравнительных исследований. Проводится сравнительная иудейская герменевтика рождественской истории в Евангелии от Матфея.

Ключевые слова:

иудейская герменевтика, апостольская герменевтика, Евангелие от Матфея, рождественская история, сверхъестественное рождение, историческая критика, историко-грамматический подход, литературный подход, культурный подход

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Bloch R. (1955) “Note méthodologique pour l’étude de la Littérature rabbinique”, in Recherches de Science Religieuse, vol. 43, no. 1, pp. 194–227. Available at: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k98181567/f206.item.r=bloch.zoom (accessed: 25.02.2024).

Boyarin D. (2003) Sparks of the Logos: Essays in Rabbinic hermeneutics. Leiden: Brill.

Braginskaia N. V., Koval’ A. N., Shmaina-Velikanova A. I. (2014) The Books of Maccabees (Four Books of Maccabees). Rus. ed. Moscow, Mosty kul’tury Publ.; Gesharim Publ. (In Russian)

Bray G. (1996) Biblical interpretation, then and now. Downers Grove, Intervarsity Press.

Daube D. (1949) “Rabbinic methods of interpretation and Hellenistic rhetoric”, in Hebrew Union College Annual, vol. 22, pp. 239–264.

Edersheim A. (1900) The life and times of Jesus the Messiah. Rus. ed. Moscow, Tipografiia Lissnera i Geshelia Publ. (In Russian)

Ellis E. E. (1990) “Biblical Interpretation in the New Testament”, in Mikra: Text, translation, reading and interpretation of the Hebrew Bible in Ancient Judaism and Early Christianity. Eds M. J. Mulder, H. Sysling, pp. 691–726. Assen, Van Gorcum.

Flesher P. V. M. (1995) “The Targumim”, in Judaism in Late Antiquity. Part 1: The literary and archaeological sources. Ed. by J. Neusner, pp. 40–63. Leiden, Brill.

Friedlander G. (1916) Pirkei de-Rabbi Eliezer. London, K. Paul, Trench, Trubner & Co. Available at: https://www.sefaria.org/Pirkei_DeRabbi_Eliezer.21.10?ven=Pirke_de_Rabbi_Eliezer,_trans._Rabbi_Gerald_Friedlander,_London,_1916&vhe=Pirkei_Derabi_Eliezer&lang=bi (accessed: 25.02.2024).

Ginzberg L. (2003) Legends of the Jews. In 2 vols, vol. 1. Philadelphia, Jewish Publication Society.

Grant R., Tracy D. (1988) A short history of the interpretation of the Bible. 2nd ed. Minneapolis, Fortress Press.

Greenslade S. L., ed. (1965) The Cambridge history of the Bible. The West from the Reformation to the present day. Cambridge, Cambridge University Press.

Hays R. B. (2011) The moral vision of the New Testament: A contemporary introduction to New Testament ethics. Rus. ed. Cherkassy, Kollokvium Publ. (In Russian)

Hubner H. (1996) “New Testament interpretation of the Old Testament”, in Hebrew Bible. Old Testament. The history of its interpretation. I: From the Beginnings to the Middle Ages (Until 1300) . Part 1: Antiquity. Eds М. Saebo, С. Brekelmans, Н. Haran, pp. 332–372. Gottingen, Vandenhoeck & Ruprecht.

Kaizer W. C. Jr. (2008) Toward an exegetical theology: Biblical exegesis for preaching and teaching. Rus. ed. St. Petersburg, Bibliia dlia vsekh Publ. (In Russian)

Knohl I. (2008) “Cain: Son of God or Son of Satan?”, in Jewish biblical interpretation and cultural exchange: Comparative exegesis in context. Eds N. B. Dohrmann, D. Stern, pp. 37–50. Philadelphia, University of Pennsylvania Press.

Krone K. (2012) Wissenschaft in Offentlichkeit: Die Wissenschaft des Judentums und ihre Zeitschriften. Berlin, Walter de Gruyter.

Lieberman S. (1950) Hellenism in Jewish Palestine. New York, Jewish Theological Seminary.

Lightfoot J. (2013) From the Talmud and Hebraica. Grand Rapids, Christian Classics Ethereal Library.

Luz U. (2007) Matthew 1–7: A commentary. Minneapolis, Fortress Press.

Machiela D. A. (2009) The Dead Sea Genesis Apocryphon: A new text and translation with introduction and special treatment of columns 13–17. Leiden, Brill.

Maher M. (1992) Targum Pseudo-Jonathan: Genesis. Transl., with introd. and notes. Collegeville, The Liturgical Press.

Meuschen J. G. (1736) Novum Testamentum ex Talmude et antiquitatibus Hebraeorum illustratum. Lipsiae, Apud haer. Joh. Frid. Braunii.

Mulder M. J., Sysling H., eds (1990) Mikra: Text, translation, reading and interpretation of the Hebrew Bible in Ancient Judaism and Early Christianity. Assen, Van Gorcum.

Reventlow H. G. (2010) History of Biblical interpretation. In 4 vols, vol. 4: From the Enlightenment to the Twentieth Century. Transl. by L. G. Perdue. Atlanta, Society of Biblical Literature.

Saebo М., Brekelmans С., Haran Н., eds (1996) Hebrew Bible. Old Testament. The history of its interpretation. I: From the beginnings to the Middle Ages (until 1300). Part 1: Antiquity. Gottingen, Vandenhoeck & Ruprecht.

Salzer D. M., Gafni C., Harif H., eds (2019) Wissenschaft des Judentums beyond Tradition. Jewish scholarship on the Sacred Texts of Judaism, Christianity, and Islam. Berlin, Walter de Gruyter.

Schöttgen J. C. (1733) Horae Ebraicae et Talmudicae in universum Novum Testamentum. In 2 vols. Dresden, Leipzig.

Steinsaltz A. (1993) An introduction to the Talmud. Rus. ed. Moscow, Kurchatovskii institut Publ. (In Russian)

Steinsaltz A. (2013) The Talmud: The Steinsaltz Edition. Vol. 32. Makkot & Horayot. Hamachon Hayisraeli Le’pirsumim Talmudyim. Available at: https://www.sefaria.org/Avodah_Zarah.22b.12?ven=William_Davidson_Edition_-_English&vhe=Wikisource_Talmud_Bavli&lang=bi (accessed: 25.02.2024).

Stern D. (1985) “Literary criticism or literary homilies? Susan Handelman and the contemporary study of Midrash”, in Indiana University Press, vol. 5, no. 1, pp. 96–103.

Stern D. (1998) Midrash and theory: Ancient Jewish exegesis and contemporary literary studies. Evanston, Northwestern University Press.

Stern D. (2008) “On comparative Biblical exegesis — interpretation, influence, appropriation”, in Jewish biblical interpretation and cultural exchange: Comparative exegesis in context. Eds N. B. Dohrmann, D. Stern, pp. 1–19. Philadelphia, University of Pennsylvania Press.

Strack H. L., Billerbeck P. (1922) Kommentar zum Neuen Testament aus Talmud und Midrasch. Band 1: Das Evangelium nach Matthäus. München, Beck.

Tantlevskij I. R. (2002) The Books of Enoch. Moscow, Mosty kul’tury Publ. (In Russian)

Vanhoozer K. J. (2007) Is there a meaning in this text? The Bible, the reader, and the morality of literary knowledge. Rus. ed. Cherkassy, Kollokvium Publ. (In Russian)

Vermes G. (1970) “Bible and Midrash: Early Old Testament exegesis”, in The Cambridge history of the Bible. In 3 vols, vol. 1: From the beginnings to Jerome. Eds P. R. Ackroyd, C. F. Evans, pp. 199–231. Cambridge, Cambridge University Press.

Weeks N. (1988) The sufficiency of Scripture. Edinburg, Banner of Truth.

Weren W. J. C. (2014) Studies in Matthew’s Gospel: Literary design, intertextuality, and social setting. Leiden, Brill Academic Publ.

Wetstein J. J. (1752) Novum Testamentum Graecum editionis receptae cum lectionibus variantibus codicum. Amsterdam, Ex Officina Dommeriana.

Wünsche A. (1878) Neue Beiträge zur Erläuterung der Evangelien aus Talmud und Midrasch. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht.

Загрузки

Опубликован

24.04.2024

Выпуск

Раздел

Библеистика и история христианской мысли