Падение ангелов как причина смерти животных в теистическом эволюционизме
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2024.405Аннотация
Согласно книге Бытия, человек обрел смертное тело в результате падения Адама и Евы, но Библия оставляет открытым вопрос о происхождении страданий и смерти животных. Поскольку природное зло не соответствует Божьей всеблагости, теологи выдвинули несколько объяснений его появления, прежде всего альтеризм, согласно которому существовала другая вселенная, а природное зло возникло из-за ее сокрытия или уничтожения. Второе толкование — классический теистический эволюционизм, считающий природное зло неизбежным побочным эффектом творения. Есть и менее известная точка зрения, в соответствии с которой причина страданий и смерти — бунт ангелов. Хотя книга Бытия прямо не говорит о вмешательстве ангелов в творение, предпосылки для такого взгляда обнаруживаются в поздних библейских и святоотеческих текстах. Новый Завет указывает на взаимосвязь между ангельским и нашим миром, а в представлении некоторых святых Бог управляет вселенной через посредников. Если бы такие посредники взбунтовались, их падение могло привести к патологическому неведению мировой души и земных душ о Божьем замысле и появлению слабых тел, в которых не предусмотрен контроль над страдательными состояниями. Эту слабость унаследовали Адам и Ева и после грехопадения вернулись в свое прежнее состояние. Чтобы объяснить, почему Господь до сих пор не исправил природное зло, автор выдвигает концепцию поврежденности мира и необходимости его постепенного усовершенствования, а также дает ответы на возможные возражения.
Ключевые слова:
природное зло, христианский панпсихизм, ангелы, мировая душа, теодицея, дьявол, теистический эволюционизм
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.