Отголоски Шма в Послании Иакова

  • Роман Андреевич Попков Санкт-Петербургский горный университет, Российская Федерация, 199106, Санкт-Петербург, 21-я линия В. О., 2

Аннотация

Статья посвящена изучению отголосков Шма (Втор 6:4-5) и аллюзий на неё в Послании Иакова. Для своего наставления Иакова использует фундаментальные принципы веры Израиля. Шма является высшим утверждением единства Бога, и её исповедание рассматривается как принятие на себя ига Царства Небесного. Кроме того, она является пограничным знаком, отделяющим евреев от язычников. Намёками на Шма изобилует вступительная часть Послания (1:2-27), информирующая читателя о темах, получающих развитие в основной части. Поскольку Шма призывает к любви к Богу, уже слова о «любящих Бога» (1:12; 2:5) могут быть прочитаны как указание на неё. За языком 1:17-18 могут лежать благословения, обрамляющие чтение Шма. Тем самым Иаков ссылается на распространённую литургическую традицию. Осуждение двоедушия (1:8; 4:8) отсылает нас к словам Шма, призывающим любить Бога всем сердцем и душой. Всё это даёт ключ к пониманию 2:14-26 – отрывку, где Шма упоминается явно (2:19). Иаков настаивает, что нельзя ограничиваться одним лишь правильным исповеданием, оно должно влечь за собой и соответствующее поведение. Это может быть как полемикой с неверно понятыми взглядами ап. Павла, так и с безответственными упованиями на особые отношения с Богом. Шма используется в контексте речевой этики, напоминая о Том, кто дарует Закон и судит (4:12). Однако идея Бога как судьи подвергается Иаковом христологической переинтерпретации. Так, судейскую функцию в 5:9 выполняет Господь Иисус Христос. Таким образом, традиционная еврейская мудрость рассматривается Иаковом как в свете вести самого Иисуса, так и через призму учения о Нём.

Ключевые слова:

библеистика, Новый Завет, Послание Иакова, Шма, благословение, вера, дела, Закон.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Allison D. C. Jr. (2000) Exegetical Amnesia in James // Ephemerides Theologicae Lovanienses. Vol. 76, issue 1 (2000), pp. 162-166.
Allison D. C. Jr. (2013) Jas 2:14-26: Polemic against Paul, Apology for James // Ancient and New Perspectives on Paul by ed. T. Nicklas, A. Merkt & J. Verheyden. Göttingen, 2013, pp. 123-149.
Bauckham R. J. (1999) James: Wisdom of James, Disciple of Jesus the Sage. London; New York: Routledge, 1999, x + 246 p.
Charlesworth J. H. (1983) (ed.) The Old Testament Pseudepigrapha, Vol. 1., New Haven; London: Yale University Press, 1983, lii + 995 p.
Davids P. H. (1982) The Epistle of James: A commentary on the Greek text. Grand Rapids, Mich.: Eerdmans, 1982, xxxviii + 226 p..
Fitzmyer J. A. (2008) First Corinthians. A New Translation with Introduction and Commentary. New Haven; London: Yale University Press, 2008, xxvi + 660 p.
Gribetz S. K. (2015) The Shema in the Second Temple Period: a reconsideration // Journal of Ancient Judaism 6.1 (2015), pp. 58-84.
Hays R. (2012). Vozrozhdenie voobrazhenija (The Conversion of the Imagination). Cherkassy: Kollokvium. (In Russian)
Hayward C. T. R. (2004) ’The Lord is One’: Reflections on the Theme of Unity in John’s Gospel from a Jewish Perspective // Early Jewish and Christian Monotheism ed. by L. T. Stuckenbruck & W. North. London & New York, 2004, pp. 138-154.
Hengel M., Schwemer A. M. (2016) Iisus i iudaizm (Jesus and Judaism). Moscow: Izdatel'stvo BBI. (In Russian).
Hilarion (Alfeev), mitr. (2016) Iisus Hristos. Zhizn' i uchenie: Kn. 2: Nagornaja propoved'. [Jesus Christ: His Life and Teaching. Vol. 2. Sermon on the Mount] Moscow: Izd-vo Sretenskogo monastyrja; Jeksmo; Obwecerkovnaja aspirantura i doktorantura (In Russian).
Johnson L. T. (2008) The letter of James. A new translation with introduction and commentary. New Haven; London: Yale University Press, 2008, xix + 412 p.
Martin R. P. (1988) James. Word Biblical Commentary. Vol. 48. Dallas: Word, Incorporated,, 1988, cix + 221 p.
Martínez F. G., Tigchelaar E. J. C. (1999) (eds.) The Dead Sea Scrolls, Vol. 1., Leiden; Boston: Brill, 1999, xxiii + 1361 p.
McKnight S. (2011) The Letter of James. Grand Rapids, Mich.: Eerdmans, 2011, xxx + 497 p.
Meier J. P. A marginal Jew, Rethinking the Historical Jesus: Volume Four, Law and Love. New Haven; London: Yale University Press, 2009, xiii + 735 p.
Mishna. Razdel Zraim [Mishnah. Seder Zeraim]. Perevod s ivrita M. Levinov, M: Knizhniki; Lehaim, 2012. (In Russian)
Moberly R. W. L. (2013) Old Testament Theology: Reading the Hebrew Bible as Christian Scripture. Michigan: Baker Academic, 2013, xiii + 241 p.
Moberly R. W. L. The Earlist Commentary on the Akeda // Vetus Testamentum, Vol. 38, Fasc. 3 (Jul., 1988), pp. 302-323.
Pis'mo Aristeja k Filokratu (vvedenie, perevod i kommentarii V. F. Ivaniczkogo) [The Letter of Aristeas to Philocrates (Introduction, translation and notes of V. F. Ivaniczkij)] M.: Kafedra bibleistiki MDA; Fond «Serafim», 2006. (In Russian)
Popkov R. A. (2018) «Svjataja, pravednaja i dobraja» zapoved' (Rim 7:12): vzgljad cherez prizmu «dela Zakona» (Rim 2:15) i «opravdanija Zakona» (Rim 8:4) [«Нoly, Righteous and Good» commandment (Rom. 7:12): View through the Prism of «Work of the law» (Rom. 2:15) and of «Requirement of the law» (Rom. 8:4).] // Hristianskoe chtenie 5, 2018, pp. 133-143 (In Russian)
Ropes, J. H. (1916) A critical and exegetical commentary on the Epistle of St. James. New York: C. Scribner's sons, 1916, xii + 319 p.
Ruzer S. (2014) The Epistle of James as a Witness to Broader Patterns of Jewish Exegetical Discourse // Journal of The Jesus Movement in Its Jewish Setting from the First to the Seventh Century, 1 (2014), pp. 69-98.
Seitz O. J. F. (1947) Afterthoughts on the Term ‘Dipsychos’ // Journal of Biblical Literature, Vol. 66, No. 2 (1947), pp. 211-219.
Sidur «Vrata molitvy». [Siddur «Gates of Prayer»]. Ierusalim, 2008 (In Russian)
Sorokin A, prot. (2006) Hristos i Cerkov' v Novom Zavete [Christ and the Church in the New Testament], Moscow: Izd-vo Krutickogo podvor'ja. (In Russian)
Tan K. H. (2011) Jesus and the Shema // Handbook for the Study of the Historical Jesus, Vol. 3 / ed. S. E. Porter and T. Holmén, Leiden; Boston: Brill, 2011, pp. 2677-2707.
Tan K. H. (2008) The Shema and early Christianity // Tyndale Bulletin 59(2), 2008, pp. 181-206
Teksty Kumrana. Vypusk vtoroj. Vvedenie, perevod s drevneevrejskogo i aramejskogo i kommentarii A. M. Gazova-Ginzberga, M. M. Elizarovoj i K. B. Starkovoj. [The Qumran Texts. Introduction, translation from Ancient Hebrew and Aramaic, and notes of A. M. Gazov-Ginzberg, M. M. Elizarovа and K. B. Starkovf] Saint Petersburg. Centr «Peterburgskoe Vostokovedenie», 1996 (In Russian)
Tkachenko A. (2012) Iudejskoe bogosluzhenie [Jewish worship] // Pravoslavnaja jenciklopedija, tom 28, M.: Cerkovno-nauchnyj centr «Pravoslavnaja jenciklopedija», 2012, S. 454-478. (In Russian)
Verseput D. J. (1997) James 1:17 and the Jewish Morning Prayers // Novum Testamentum, Vol 39 (1997), pp. 177-191.
Vethozavetnye apokrify [The Old Testament Apocrypha]. Saint Petersburg.: Amfora, 2009 (In Russian)
Ward R. B. (1968) The Works of Abraham James 2: 14–26 // Harvard Theological Review, Vol 61, No 2 (1968), pp. 283-290
Wright N. T. (2018) Rajt N. T. Pavel i vernost' Boga. T. 2 (Paul and the Faithfulness of God. Book II). Cherkassy: Kollokvium (In Russian)
Опубликован
2020-01-15
Раздел
Исследования