Отголоски Шма в Послании Иакова

Авторы

  • Роман Андреевич Попков Санкт-Петербургский горный университет, Российская Федерация, 199106, Санкт-Петербург, 21-я линия В. О., 2

Аннотация

Статья посвящена изучению отголосков Шма (Втор 6:4-5) и аллюзий на неё в Послании Иакова. Для своего наставления Иакова использует фундаментальные принципы веры Израиля. Шма является высшим утверждением единства Бога, и её исповедание рассматривается как принятие на себя ига Царства Небесного. Кроме того, она является пограничным знаком, отделяющим евреев от язычников. Намёками на Шма изобилует вступительная часть Послания (1:2-27), информирующая читателя о темах, получающих развитие в основной части. Поскольку Шма призывает к любви к Богу, уже слова о «любящих Бога» (1:12; 2:5) могут быть прочитаны как указание на неё. За языком 1:17-18 могут лежать благословения, обрамляющие чтение Шма. Тем самым Иаков ссылается на распространённую литургическую традицию. Осуждение двоедушия (1:8; 4:8) отсылает нас к словам Шма, призывающим любить Бога всем сердцем и душой. Всё это даёт ключ к пониманию 2:14-26 – отрывку, где Шма упоминается явно (2:19). Иаков настаивает, что нельзя ограничиваться одним лишь правильным исповеданием, оно должно влечь за собой и соответствующее поведение. Это может быть как полемикой с неверно понятыми взглядами ап. Павла, так и с безответственными упованиями на особые отношения с Богом. Шма используется в контексте речевой этики, напоминая о Том, кто дарует Закон и судит (4:12). Однако идея Бога как судьи подвергается Иаковом христологической переинтерпретации. Так, судейскую функцию в 5:9 выполняет Господь Иисус Христос. Таким образом, традиционная еврейская мудрость рассматривается Иаковом как в свете вести самого Иисуса, так и через призму учения о Нём.

Ключевые слова:

библеистика, Новый Завет, Послание Иакова, Шма, благословение, вера, дела, Закон.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки


References

Allison D. C. Jr. (2000) “Exegetical Amnesia in James”, in Ephemerides Theologicae Lovanienses, 2000, vol. 76, iss. 1, pp. 162–166.

Allison D. C. Jr. (2013) “Jas 2:14–26: Polemic against Paul, Apology for James”, in Ancient and New Perspectives on Paul, eds T. Nicklas, A. Merkt and J. Verheyden. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht, pp. 123–149.

Bauckham R. J. (1999) James: Wisdom of James, Disciple of Jesus the Sage. London; New York, Routledge.

Charlesworth J. H. (ed.) (1983) The Old Testament Pseudepigrapha, vol. 1. New Haven; London, Yale University Press.

Davids P. H. (1982) The Epistle of James: A commentary on the Greek text. Grand Rapids, Michigan, Eerdmans.

Fitzmyer J. A. (2008) First Corinthians. A New Translation with Introduction and Commentary. New Haven; London, Yale University Press.

Gribetz S. K. (2015) “The Shema in the Second Temple Period: a reconsideration”, in Journal of Ancient Judaism, vol. 6, iss. 1, pp. 58–84.

Hays R. (2012). The Conversion of the Imagination. Cherkassy, Kollokvium Publ. (In Russian)

Hayward C. T. R. (2004) “‘The Lord is One’: Reflections on the Theme of Unity in John’s Gospel from a Jewish Perspective”, in Early Jewish and Christian Monotheism, eds L. T. Stuckenbruck, W. E. S. North. London; New York, T&T Clark, pp. 138–154.

Hengel M., Schwemer A. M. (2016) Jesus and Judaism. Moscow, BBI Publ. (In Russian)

Hilarion (Alfeev), mitr. (2016) Christ: His Life and Teaching. Vol. 2. Sermon on the Mount. Moscow, Izdatel’stvo Sretenskogo monastyria Publ., Еksmo Publ. (In Russian)

Johnson L. T. (2008) The Letter of James. A new translation with introduction and commentary. New Haven; London, Yale University Press.

Martin R. P. (1988) James. Word Biblical Commentary. Vol. 48. Dallas, Thomas Nelson Publ.

Martínez F. G., Tigchelaar E. J. C. (eds) (1999) The Dead Sea Scrolls, vol. 1. Leiden; Boston, Brill.

McKnight S. (2011) The Letter of James. Grand Rapids, Michigan, Eerdmans.

Meier J. P. (2009) A Marginal Jew, Rethinking the Historical Jesus: Volume Four, Law and Love. New Haven; London, Yale University Press.

Mishnah. Seder Zeraim (2012), translation of M. Levinov. Moscow, Knizhniki Publ., Lehaim Publ. (In Russian)

Moberly R. W. L. (2013) Old Testament Theology: Reading the Hebrew Bible as Christian Scripture. Michigan, Baker Academic Publ.

Moberly R. W. L. (1988) “The Earliest Commentary on the Akeda”, in Vetus Testamentum, vol. 38, iss. 3, pp. 302–323.

The Letter of Aristeas to Philocrates (2006), introduction, translation and notes of V. F. Ivaniczkii. Moscow, Kafedra bibleistiki MDA Publ., Fond “Serafim” Publ. (In Russian)

Popkov R. A. (2018) “‘Нoly, Righteous and Good’ commandment (Rom. 7:12): View through the Prism of ‘Work of the law’ (Rom. 2:15) and of ‘Requirement of the law’ (Rom. 8:4)”, in Khristianskoie chtenie, no. 5, pp. 133–143. (In Russian)

Ropes J. H. (1916) A critical and exegetical commentary on the Epistle of St. James. New York, C. Scribner’s sons.

Ruzer S. (2014) “The Epistle of James as a Witness to Broader Patterns of Jewish Exegetical Discourse”, in Journal of The Jesus Movement in Its Jewish Setting from the First to the Seventh Century, no. 1, pp. 69–98.

Seitz O. J. F. (1947) “Afterthoughts on the Term ‘Dipsychos’”, in Journal of Biblical Literature, vol. 66, no. 2, pp. 211–219.

Siddur “Gates of Prayer” (2008). Jerusalem, Sifriyat Bet-El Publ. (In Russian)

Sorokin A., prot. (2006) Christ and the Church in the New Testament. Moscow, Krutitsky Compound Publ. (In Russian)

Tan K. H. (2011) “Jesus and the Shema”, in Handbook for the Study of the Historical Jesus, vol. 3, eds S. E. Porter and T. Holmén. Leiden; Boston, Brill, pp. 2677–2707.

Tan K. H. (2008) “The Shema and early Christianity”, in Tyndale Bulletin, vol. 59, no. 2, pp. 181–206.

The Qumran Texts (1996), introduction, translation from Ancient Hebrew and Aramaic, and notes of A. M. Gazov-Ginzberg, M. M. Elizarovа and K. B. Starkov. St. Petersburg, Peterburgskoe Vostokovedenie Publ. (In Russian)

Tkachenko A. (2012) “Jewish worship”, in Pravoslavnaia entsiklopediia, vol. 28. Moscow, pp. 454–478. (In Russian)

Verseput D. J. (1997) “James 1:17 and the Jewish Morning Prayers”, in Novum Testamentum, vol. 39, pp. 177–191.

The Old Testament Apocrypha (2009). St. Petersburg, Amfora Publ. (In Russian)

Ward R. B. (1968) “The Works of Abraham James 2: 14–26”, in Harvard Theological Review, vol. 61, no. 2, pp. 283–290.

Wright N. T. (2018) Paul and the Faithfulness of God, book II. Cherkassy, Kollokvium Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

15.01.2020

Выпуск

Раздел

Исследования