Пути постметафизического мышления о Боге

Авторы

  • Светлана Александровна Коначева Российский государственный гуманитарный университет, Российская Федерация, 125993, Москва, Миусская пл., 6
  • Александр Иванович Кырлежев Синодальная библейско-богословская комиссия Русской православной церкви и Комиссии по богословию и богословскому образованию Межсоборного присутствия, Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, Российская Федерация, 115035, Москва, Пятницкая ул., 4/2

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2020.111

Аннотация

В беседе рассматриваются различные стратегии теологической мысли второй половины XX и начала XXI в., для которых характерно отталкивание от старого метафизического представления о Боге как высшем сущем. На фоне предпринятой Мартином Хайдеггером критики такой онто-теологии возникают и развиваются различные теологические направления, в рамках которых размывается граница между философией и теологией, по умолчанию установленная в Новое время. В монографии Светланы Коначевой, обсуждению которой посвящена беседа, русскоязычный читатель встречается с изложением позиций таких авторов, как Эберхардт Юнгель, Бернхард Вельте, Вильгельм Вайшедель, Генрих Отт, Джон Капуто, Ричард Керни, а также современных православных философов и богословов Дэвида Бентли Харта и Джона Пантелеймона Мануссакиса. Постметафизическое мышление, которое эти авторы демонстрируют, рассматривается в связи с традиционной христианской догматикой. Затрагиваются вопросы, связанные с феноменологическим и герменевтическим подходами, а также темы религиозного языка и значения деконструкции для теологической мысли. Обсуждается влияние не только Хайдеггера, но и Гегеля, а также Жака Деррида. Беседа вводит в проблематику тех направлений современной теологической мысли, которые малоизвестны отечественному читателю.

Ключевые слова:

философия, теология, феноменология, герменевтика, постметафизическое мышление, религиозный язык, Хайдеггер, невозможное, слабая теология

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

“About the Gift: a discussion between Jacques Derrida and Jean-Luc Marion” (2011), in Logos, no. 3, pp. 144–171. (In Russian)

Altizer Th. (2010) Death of God. The Gospel of Christian Atheism. Russ. ed. Moscow, Kanon+ Publ.

Barth K. (1960) “Philosophie und Theologie”, in Huber G. (Hrsg.) Philosophie und christliche Existenz. Festschrift für Heinrich Barth zum 70. Geburtstag am 3. Februar 1960. Basel, Helbing & Lichtenhahn, S. 93–106.

Caputo J. (1997) The Prayers and Tears of Jacques Derrida: Religion without Religion. Bloomington, Indiana University Press.

Caputo J. D. (1987) Demythologizing Heidegger. Bloomington; Indianapolis, Indiana University Press.

Heidegger M. (1970) “Phänomenologie und Theologie”, in Phänomenologie und Theologie. Frankfurt a. M., S. 13–33.

Heidegger M. (1989) Beiträge zur Philosophie. (Vom Ereignis) (1936–1939) (Gesamtausgabe. Bd. 65). Frankfurt a. M., Klostermann.

Heidegger M. (1991) The Language, transl. and comments by B. V. Markov. Russ. ed. St. Petersburg, Intellect Publ. (In Russian)

Heidegger M. (1995) “Die philosophischen Grundlagen der mittelalterlichen Mystik”, in Heidegger M. Phänomenologie des religiösen Lebens (Gesamtausgabe. Bd. 60). Frankfurt a. M., Klostermann, S. 303–339.

Heidegger M. (2006) “Die Onto-theo-logische Verfassung der Metaphysik”, in Heidegger M. Identität und Differenz. (Gesamtausgabe. Bd. 11). Frankfurt a. M., Klostermann, S. 51–80.

Iannaras Chr. (2005) “Heidegger and the Areopagite, or on the absence and unknowability of God”, transl. from Greek by G. V. Vdovina, in Iannaras Chr. Izbrannoe: Lichnost’ i Eros. Russ. ed. Moscow, Rosspen Publ., pp. 7–88. (In Russian)

Jenson R. W. (1997) Systematic Theology. Vol. 1: The Triune God. New York.

Kearney R. (1984) The God who may be: a hermeneutic of religion. Bloomington, Indiana University Press.

Kearney R. (2006) “Epiphanies of the Everyday: Toward a Micro-Eschatology”, in Manoussakis J. P. (ed.) After God: Richard Kearney and the religious turn in continental philosophy. New York, Fordham University Press, pp. 3–22.

Konacheva S. A. (2019) God after God: ways of post-metaphysical thinking. Moscow, RGGU Publ. (In Russian)

Kyung G. (2012) Christian challenge. Russ. ed. Moscow, BBI Publ. (In Russian)

Kyung G. (2013) Freud and future religion. Russ. ed. Moscow, BBI Publ. (In Russian)

Kyung G. (2014) Eternal life? Russ. ed. Moscow, BBI Publ. (In Russian)

Manussakis Dzh. P. (2014) God after metaphysics. Theological Aesthetics. Kiev, DUKh I LITERA Publ. (In Russian)

Moltmann Yu. (2013) Man. Russ. ed. Moscow, BBI Publ. (In Russian)

Moltmann Yu. (2017) Christian eschatology. Russ. ed. Moscow, BBI Publ. (In Russian)

Moltmann Yu. (2017) Spiritual life. Holistic pneumatology. Russ. ed. Moscow, BBI Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

06.05.2020

Выпуск

Раздел

Беседы

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)