Отношения церкви и государства в российской общественной полемике в 1870–1890-е годы
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2019.404Аннотация
В статье рассматриваются различные точки зрения на отношения церкви и государства, выраженные мыслителями, публицистами и общественными деятелями второй половины XIX в. Период западнических настроений и либеральных реформ сменился подъемом национализма; некоторые славянофилы (А. А. Киреев) верили, что во время царствования императора Александра III славянофильская идея должна победить и стать государственной. Сложившаяся система контроля государства над жизнью церкви спровоцировала полемику, касающуюся роли церкви в жизни государства и общества. Бюрократические националисты — К. П. Победоносцев и М. Н. Катков — придерживались позиции «цезаропапизма», считая, что церковь должна стоять на службе государства, укрепляя его могущество. Церковники-«папоцезаристы» (К. Н. Леонтьев, Т. И. Филиппов, к ним же можно отнести и В. С. Соловьева) полагали, что задачи церкви не могут ограничиваться национальными интересами и касаются прежде всего духовной, а не политической сферы (в случаеСоловьева — церковная и политическая сферы сливаются в теократии). Митрополит Антоний (Храповицкий) стал голосом византийской православной традиции, согласно которой абсолютная и священная монархическая власть гармонично сосуществует с церковью, возглавляемой патриархом, как две природы во Христе.
Ключевые слова:
симфония властей, государственная церковь, теократия, народность, славянофильство, русская идея
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.