К вопросу об интерпретации Кох 3:10–11

Авторы

  • Игорь Романович Тантлевский Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2020.101

Аннотация

Статья посвящена исследованию возможных вариантов перевода и анализа одного из наиболее трудных для интерпретации пассажей Книги Кохелета (Экклесиаст) — Кох 3:10–11, который, как пытается показать автор, содержит ключ к выявлению глубинной сути всей теолого-антропологической концепции данного библейского произведения, а также принципов его эпистемологии и когнитивной методологии. Особое внимание уделено обоснованию возможных вариантов интерпретации терминов hā-ʻōlām и lēḇ в Кох 3:10–11. По мнению автора, первый термин может быть интерпретирован в Кох 3:10–11 как «мирозданная вечность» или «длительность» (в бергсоновском понимании этого понятия применительно к сознанию человека и Вселенной), а второй — как «разум» или «сознание». Рассматриваются возможные интерпретации фразы mib-bǝlî ʼăšer lōʼ в Кох 3:11bα (нигде более не встречающейся в Библии), имеющей принципиальное значение для понимания эпистемологической концепции Книги Кохелета. Автор статьи полагает, что пассаж Кох 3:10–11 может быть истолкован весьма оптимистично в отношении возможностей человеческого познания: для разумного духа праведника и мудреца — это бесконечно длящийся процесс постижения Вселенной, осуществляемого им как бы с точки зрения вечности.

Ключевые слова:

Библия, Книга Кохелета, hā-ʻōlām в Библии, lēḇ в Библии, теология Кохелета, антропология Кохелета, эпистемология Кохелета

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


Sources

Biblia Hebraica Stuttgartensia. Editio quarta emendatа. Stuttgart, Deutsche Bibelgesellschaft, 1997.

Biblia Hebraica Quinta. Megilloth: Ruth, Canticles, Qoheleth, Lamentations, Esther. Stuttgart, Deutsche Bibelgesellschaft, 2004.

BibleWorks 10. Software for Biblical Exegesis and Research. Norfolk, VA, 2015.

“Qoheleth”, in Ulrich E. et al. (eds) Discoveries in the Judaean Desert XVI. Qumran Cave 4. XI. Psalms to Chronicles. Oxford, Clarendon Press, 2000 [repr.: 2007].


References

Abegg M., Jr., Flint P., Ulrich E. (1999) The Dead Sea Scrolls Bible: The Oldest Known Bible Translated for the First Time into English. New York, NY, HarperCollins Publishers.

Averintsev S. S. (2004) “The Order of Cosmos and the Order of History”, in Averintsev S. S. Poetika rannevizantiiskoi literatury. St. Petersburg, Azbuka-Klassika Publ., pp. 89–114. (In Russian)

Bartholomew C. (2009) Ecclesiastes. Ada, MI, Baker Academic Press (repr.: 2014).

Bergson H. (1908) L’Évolution créatrice. Paris, Félix Alcan.

Brin G. (2001) The Concept of Time in the Bible and the Dead Sea Scrolls. Leiden; Boston; Cologne, Brill.

Christianson E. S. (1998) A Time to Tell: Narrative Strategies in Ecclesiastes. Sheffield Academic Press.

Clines J. A. (ed.) (2011) The Dictionary of Classical Hebrew. Vol. VI. Sheffield, Sheffield Phoenix Press, pp. 300–307.

Diakonov I. M. (1973) “The Epic of Gilgamesh (‘He who Sees the Unknown’)”, in Biblioteka vsemirnoi literatury, Vol. 1: Poeziia i proza Drevnego Vostoka, ed. by I. Braginskii. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ., pp. 166–220.

Enns P. (2011) Ecclesiastes. Grand Rapids, MI, Eerdmans Publishing Company.

Evlampiev I. I. (2020) Henri Bergson: Philosophy of the Coming Epoch. St. Petersburg, RCHGA Publ. (in press). (In Russian)

Fox M. V. (2010) A Time to Tear Down and a Time to Build up: A Rereading of Ecclesiastes. Eugene, OR.

Holmstedt R. D. (2009) “The Syntactic Encoding of the Collaborative Nature of Qohelet’s Experiment”, in The Journal of Hebrew Scriptures, vol. 9, no. 19, pp. 1–27.

Hude H. (1990) “Les Cours de Bergson”, in Bergson. Naissance d’une philosophie, Actes du colloque de Clermon-Ferrand 17 et 18 novembre 1989. Paris, Presses Universitaires de France, pp. 23–42.

Jeremias A. (1930) Das Alte Testament im Lichte des Alten Orients. 4. Aufl. Leipzig, J. C. Hinrichs.

Krüger Th. (2004) Qoheleth: A Commentary on the Book of Qoheleth. Minneapolis, MN, Fortress Press.

Longman T. (1998) The Book of Ecclesiastes. Grand Rapids, MI, Eerdmans Publishing Company, Michigan.

Mazzinghi L. (2000) “Il mistero del tempo: sul termine ‘olam in Qo 3,11”, in Fabris R. (ed.) Initium sapientiae: Scritti in onore de Franco Festorazzi nel suo 70 compleanno. Bologna, EDB, pp. 147–161.

Rudman D. (2001) Determinism in the Book of Ecclesiastes. Sheffield, Sheffield Academic Press.

Schoors A. (1992) The Preacher Sought to Find Pleasing Words: A Study of the Language of the Qoheleth. Leuven, Peeters.

Schoors A. (2004) The Preacher Sought to Find Pleasing Words: A Study of the Language of the Qoheleth. Part II. Vocabular. Paris, Dudley, MA, Peeters.

Shifman I. Sh. (1999) “Ancient Phoenicia. Mythology and History”, in Finikiiskaia mifologia. St. Petersburg, Letnii sad Publ. (In Russian)

Seow C. L. (1997) Ecclesiastes: A New Translation with Introduction and Commentary. Anchor Bible. New York, NY, Doubleday.

Schwienhorst-Schoenberger L. (2004) Kohelet. Freiburg im Breisgau, Verlag Herder.

Tantlevskij I. R. (2017) “Possible Parallels in Ecclesiastes’ and Aristotle’s Reflections Concerning the Eternity and Immortality of the Soul in Correlation with Its Intellectual and Ethical Merits”, in Schole, vol. 11, iss. 1.

Tantlevskij I. R. (2018) Essays on the Philosophy of Spinoza. St. Petersburg, RCHGA Publ. (In Russian)

Tantlevskij I. R. (2018) “The World in Man’s Soul: Aristotle’s De anima III, 8, 431b.20–24 and Ecclesiastes 3:10–11”, in Schole, vol. 12, iss. 1. (In Russian)

Tantlevskij I. R. (2018) “How to Come to the Correct Solution? To the Interpretation of the Epistemological Definition of the Method of Comparison in Aristotle (Ethica Eudemia, VII, 1245b.13–14) and Ecclesiastes 7:27”, in Schole, vol. 12, iss. 1. (In Russian)

Tantlevskij I. R. (2019) “Allegories of Life, Death and Immortality in the Book of Ecclesiastes12: 5b–7”, in Schole, vol. 13, iss. 1. (In Russian)

Tantlevskij I. R. (2019) The Book of Qoheleth. A new Russian translation accompanied by notes and essay of philosophical and religious studies character. St. Petersburg, RCHGA Publ. (In Russian)

Tantlevskij I. R. (2020) “Skepticism as an ‘Attribute’ of Qoheleth’s Dialectical Methodology”, in Vestnik RCHGA (in press). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

06.05.2020

Выпуск

Раздел

Повороты иудейской мысли