Гервей Наталис и его полемика с ранними скотистами о формальностях и формальном различии в Боге

Авторы

  • Галина Владимировна Вдовина Институт философии РАН, Российская Федерация, 109240, Москва, ул. Гончарная, 12

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2020.302

Аннотация

Статья посвящена выдающемуся теологу конца XIII — начала XIV в. Гервею Наталису, или Гервею из Неделлека (ок. 1260–1323). Она сообщает краткие биографические сведения о Гервее и акцентирует внимание на его значимости для средневековой мысли. Основное содержание статьи составляет рассмотрение формального различия (формальной дистинкции) в Боге. Введение этого понятия обычно связывают с именем Дунса Скота, и для этого есть все основания: хотя Дунс не был изобретателем формальной дистинкции в собственном смысле, именно он положил ее в основание своей тринитарной теологии. С понятием формального различия неразрывно связано понятие формальностей, которые означают в данном контексте те онтологические субъединицы в реально единой сущности, между которыми пролегает формальное различие. Основным импульсом к введению обоих понятий послужила потребность в рациональном выражении различия между общей божественной природой и теми отношениями, которыми конституируются лица (отношениями отцовства, сыновства, выдыхания, нерожденности, рожденности и т. д.), а также между разными божественными атрибутами. Задача заключалась в том, чтобы, с одной стороны, никоим образом не разрушить абсолютное реальное единство в Боге, а с другой — объяснить определенные различия, которые имеются в нем прежде любого акта интеллекта, даже интеллекта божественного. Отсюда — понятие формальности как того коррелята «из природы вещи», который соответствует любому атрибуту или отношению, мыслимым в отдельном понятии.

Ключевые слова:

Гервей Наталис, схоластика, тринитарная теология, формальность, формальное различие, единотождественность, божественная простота

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Doyle J. P. (2006) “Hervaeus Natalis OP (d. 1323) on intentionality: Its direction, context, and some aftermath”, Modern Schoolman, vol. 83, pp. 85–123.

Doyle J. P. (2002) “Hervaeus Natalis”, in Henrik Lagerlund (ed.), Encyclopedia of Medieval Philosophy. Philosophy between 500 and 1500 /em>, 2nd ed. Dordrecht, Springer Publ., pp. 719–720.

Grajewski M. J. (1944) The Formal Distinction of Duns Scotus: A Study in Metaphysics. Washington, DC, Catholic University of America Press Publ.

Hervaeus Natalis (1513) Quodlibeta. Venetiis, Georg Arrivabene.

Hervaeus Natalis (2008) On Second Intentions. Ed. and transl. J. P. Doyle. Milwaukee, Marquette University Press Publ.

Hervaeus Natalis (2012) De secundis intentionibus. Distinctiones I & II. Ed. J. Dijs. PhD dissertation, University of Leiden Publ.

Iribarren I. (2002) “The Scotist background in Hervaeus Natalis’s interpretation of Thomism”, in The Thomist, vol. 66, pp. 607–627.

Ivanov V. L. (2016) “At the origin of the formalist metaphysics of distinctions: the theological purpose of introduction of distinctio formalis in the work of John Duns Scotus, OFM”, in ESSE: Studies in Philosophy and Theology, vol. 1, no. 2, pp. 185–200. (In Russian)

Jansen B. (1929) “Beiträge zur geschichtlichen Entwicklung der Distinctio formalis”, Zeitschrift für katholische Theologie, Bd. 53, Nr. 3, S. 317–344.

Kelley F. (1978) “Some observations on the ‘Fictum’ theory in Ockham and its relation to Hervaeus Natalis”, in Franciscan Studies, vol. 38, pp. 260–282.

Koridze G. (2002) “Wissenschaft und das intentional Gedachte bei Hervaeus Natalis”, in Dietl C., Helschinger D. (Hrsg.). Ars und scientia im Mittelalter und in der frühen Neuzeit. Festschrift für G. Wieland zum 65. Geburtstag. Tübingen, A. Franke Publ., S. 97–107.

Noone T. B. (2009) “Ascoli, Wylton, and Alnwick on Scotus’s formal distinction: taxonomy, refinement, and interaction”, in Philosophical Debates at Paris in the Early Fourteenth Century. Leiden; Boston, Brill Publ., pp. 127–149.

Schmidt, A. (2004) “Die Unvermeidlichkeit der Distinctio Formalis. Naturphilosophische Reflexionen zu einem zentralen Lehrstück des Johannes Duns Scotus”, in Wissenschaft und Weisheit, Bd. 67, Nr. 1, S. 96–118.

Загрузки

Опубликован

30.11.2020

Выпуск

Раздел

Исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)