Образовательная программа по университетской теологии: теоретико-методологические особенности и педагогические условия реализации

Авторы

  • Татьяна Григорьевна Человенко Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, Российская Федерация, 302026, Орел, ул. Комсомольская, 95

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2020.308

Аннотация

В статье проблематизируется поиск принципов построения и реализации образовательной программы по университетской теологии с учетом специфики восточнохристианской богословской традиции; обосновывается необходимость интегративного и социально ориентированного подходов, позволяющих студентам аутентично воспринять суть православного богословия, выраженного в единстве восточнохристианского умозрения и нравственного отношения к жизни. Учитывая синергийный характер теологического знания и его ценностно-мировоззренческие возможности, автор рассматривает ряд принципиальных теоретико-методологических подходов к формированию образовательной программы и соответствующих задач в ее реализации, выделяя в качестве сверхзадачи формирование личностной ценностно-смысловой концептуальной системы молодого человека. Формирование личностных смыслов с ориентацией на ценности, как они представлены в Священном Писании и святоотеческом наследии, — большая педагогическая задача, которая должна включать в себя методологию так называемого бытийного познания, ориентирующего личность на его духовные основания. Автор показывает, что в теологическом образовании информационно-когнитивный подход, даже со всеми его инновациями, с необходимостью должен дополняться обращением к проблеме личности, экзистенции. Многолетний практический опыт работы автора в сфере образования позволил выделить ряд педагогических условий такого сопряжения, представленных им в субъектно-смысловой модели педагогической интеграции знаний.

Ключевые слова:

восточнохристианская традиция, бытийное познание, субъектно-смысловое обучение, интеграция знаний, социальное служение

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Antony, mitr. (Surozhsky) (2005) Man before God. Moscow, Palomnik Publ. (In Russian)

Bezrukova V. S. (2012) “In search of New Pedagogy”, in Theory and Practice of Service: Economy, Social Sphere, Technologies, no. 2 (12), pp. 4–11. (In Russian)

Bradshaw D. (2012) Aristotle in the East and in the West: Metaphysics and the Separation of the Christian World. Rus. ed. Moscow, Iazyki slavianskikh kul’tur Publ. (In Russian).

Bratus’ B. S. (1988) Anomalies of Personality. Moscow, Mysl’ Publ. (In Russian)

Bratus’ B. S. (2009) “Love as a Psychological Presentation of Human Nature”, in Voprosy filosofii, no. 12, pp. 30–42. (In Russian)

Chelovenko T. G. (2011) “For Faith and Motherland: guidance materials of the festive event dedicated to the Great Victory of 1945”, in State, religion and church in Russia and Abroad, no. 2, pp. 161–169. (In Russian)

Chelovenko T. G. Knowledge Integration in the Process of Ecological and World Outlook Development of High School Students: Dr. Sci. dissertation in Pedagogy. Moscow, 1996. (In Russian)

Florenskaya T. A. (2001) Dialogue in Practical Psychology. Science of Soul. Moscow, Vlados Publ. (In Russian)

Husserl E. (2001) Collected Works. In 3 vols, vol. 3 (1): Logical Investigations. Transl. from German by V. I. Molchanov. Rus. ed. Moscow, Gnosis, Dom intellektual’noi knigi Publ. (In Russian)

Il’in I. (2007) Fundamentals of Christian culture. On the resistance to evil by force. Moscow, AST, Moskva: Khranitel’. (In Russian)

Jaspers K. (1994) The meaning and purpose of history. Moscow, Republic Publ. (In Russian)

Khomyakov A. S. (1900) “Regarding the passages found in the papers of I. V. Kireevsky”, in Khomyakov A. S. Complete works. In 8 vols, vol. 1, pp. 263–284. Moscow, Universitetskaia tipografiia Publ. (In Russian)

Khomyakov A. S. About modern phenomena in the field of philosophy (Letter to Yu. F. Samarin). Available at: http://dugward.ru/library/homyakov/homyakov_o_sovr_yavlen.html (accessed: 18.09.2020).

Kireevsky I. V. (2002) Reason is on the way to truth. Moscow, Pravilo very Publ. (In Russian)

Mikeshina L. A. (2002) Philosophy of Cognition. Moscow, Progress-Traditsiia Publ. (In Russian)

Rudakova I. A., Udovik E. E. (2014) “Interdisciplinary Studies and the Problem of Integrative Pedagogy Development”, in Cultural life of the South of Russia, no. 3 (54), pp. 57–61. (In Russian)

Sheler M. (1994) “Forms of Knowledge and Education”, in Sheler M. Selected works, рр. 15–56. Moscow, Gnosis Publ. (In Russian)

Shmonin D. V. (2013) Introduction to the Medieval Philosophy: Patristics, 3rd ed. St. Petersburg, RKHGA Publ. (In Russian)

Shmonin D. V. (2015) “Philosophy, theology and values-meaning sphere in education”, in Vestnik Russkoi khristianskoi gumanoi akademii, vol. 16. (4), pp. 206–221. (In Russian)

Shmonin D. V. (2018) Technology of Good: Essays on Theology of Education. Moscow, Poznanie Publ. (In Russian)

Shmonin D. V. (ed.), Pogoniaylo A. G., Dushin O. E., Tsipina L. V. (2005) Philosophy of the Western Medieval Age: a textbook. St. Petersburg, St. Petersburg university Press.

Shpet G. G. (2005) “Phenomenon and Meaning. Phenomenology as the Main Science and its Problems”, in Shpet G. G. Philosophical and Psychological Works, pp. 308–414. Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Slobodchikov V. I., Isaev E. I. (2013) Psychology of human education: The formation of subjectivity in educational processes. Moscow, PSTGU Publ. (In Russian)

Sophrony (Sakharov), archim. (2008) Correspondence with Archpriest Georgi Florovsky. Sviato-Ioanno-Predtechenskii Monastyr’ Publ. (In Russian)

Syomushkin A. V. (2009) Selected works. In 2 vols, vol. 2. Moscow, RUDN Publ. (In Russian)

Yannaras H. (2005) Favorites: Personality and Eros. Rus. ed. Moscow, Rossiiskaia politicheskaiia entsiklopediia (ROSSPEN) Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.11.2020

Выпуск

Раздел

Исследования