Л. Н. Толстой и ислам: к переосмыслению места мусульман в российском культурном каноне
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.105Аннотация
В статье выделяются основные способы тематизации ислама в российской интеллектуальной культуре: ислам как цивилизационный враг, ислам как низшая по отношению к христианству богооткровенная религия, ислам как потенциальное христианство и т. д. С этими взглядами расходится точка зрения Л. Н. Толстого, который видел в исламе полноценную традицию, разделяющую с христианством некоторые общие религиозные истины и по-своему искажающую их в ходе истории. Отмечается особая значимость понимания Л. Н. Толстым духовно-этической природы религии для переосмысления места мусульман в российском культурном каноне. Автор показывает, в чем именно состоит внутренняя близость религиозной философии Толстого к исламской традиции. Подвергаются критике как прямолинейная исламизация учения Толстого, так и попытки полностью отграничить идеи Толстого от исламского контекста. «Сродство» некоторых центральных идей Толстого, вырастающих из размышления писателя над христианским наследием, по отношению к идеям исламской традиции может способствовать более успешной конвергенции мусульманской идентичности и российской идентичности (прототипически христианской). В заключение автор обосновывает необходимость обращения к идейному потенциалу неисламских творцов российской культуры для эффективного преодоления стереотипных образов мусульман в российском культурном каноне.
Ключевые слова:
ислам, мусульманская идентичность, русская философия, российское мусульманство, гегемония, религиозное обновление
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.