Л. Н. Толстой и ислам: к переосмыслению места мусульман в российском культурном каноне

Авторы

  • Дамир Ваисович Мухетдинов Московский исламский институт, Российская Федерация, 109382, Москва, пр. Кирова, 12; Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.105

Аннотация

В статье выделяются основные способы тематизации ислама в российской интеллектуальной культуре: ислам как цивилизационный враг, ислам как низшая по отношению к христианству богооткровенная религия, ислам как потенциальное христианство и т. д. С этими взглядами расходится точка зрения Л. Н. Толстого, который видел в исламе полноценную традицию, разделяющую с христианством некоторые общие религиозные истины и по-своему искажающую их в ходе истории. Отмечается особая значимость понимания Л. Н. Толстым духовно-этической природы религии для переосмысления места мусульман в российском культурном каноне. Автор показывает, в чем именно состоит внутренняя близость религиозной философии Толстого к исламской традиции. Подвергаются критике как прямолинейная исламизация учения Толстого, так и попытки полностью отграничить идеи Толстого от исламского контекста. «Сродство» некоторых центральных идей Толстого, вырастающих из размышления писателя над христианским наследием, по отношению к идеям исламской традиции может способствовать более успешной конвергенции мусульманской идентичности и российской идентичности (прототипически христианской). В заключение автор обосновывает необходимость обращения к идейному потенциалу неисламских творцов российской культуры для эффективного преодоления стереотипных образов мусульман в российском культурном каноне.

Ключевые слова:

ислам, мусульманская идентичность, русская философия, российское мусульманство, гегемония, религиозное обновление

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Bibikhin V. V. (2012) Leo Tolstoy’s diaries. St Petersburg, Izdatel’stvo Ivana Limbakha Publ. (In Russian)

Dostoevsky F. M. (1973) “Pushkin”, in Dostoevsky F. M. Ob iskusstve, pp. 351–370. Moscow, Iskusstvo Publ. (In Russian)

Gafiyatullina I. (2019) “Leo Tolstoy and Muslims”, in The group of strategic vision “Russia — Islamic world”. Available at: https://russia-islworld.ru/kultura/lev-tolstoj-i-islam (accessed: 22.03.2022). (In Russian)

Gasprinsky I. (2017) “Russian Muslims”, in Gasprinsky I. Polnoe sobranie sochinenii. In 3 vols, vol. 2: Ranniaia publitsistika: 1879–1886, pp. 82–111. Kazan’, Simferopol’, Institut istorii im. Sh. Mardzhani Akademii nauk Respubliki Tatarstan Publ. (In Russian)

Markus S. V. (2007) “Leo Tolstoy and Islam”, in Mawlid al-Nabi, vol. 1. Available at: http://www.rodon.org/relig-070905124840 (accessed: 22.03.2022). (In Russian)

Mukhetdinov D. V. (2020) “Epistemological critique of “Islamic reason” in the neomodernist project of Mohammed Arkoun”, in Issues of Theology, vol. 2, no. 4, pp. 533–549. (In Russian)

Mukhetdinov D. V. (2021) Russian Muslims: In search of political subjectivity. Moscow, Medina Publ. (In Russian)

Tolstoy L. N. (1934) Complete works. In 90 vols, vol. 63. Series 3. Letters. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ. (In Russian)

Tolstoy L. N. (1956) Complete works. In 90 vols, vol. 75. Series 3. Letters. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ. (In Russian)

Tolstoy L. N. (1957) “The study of dogmatic theology”, in Tolstoy L. N. Polnoe sobranie sochinenii. In 90 vols, vol. 23. Seriia 1. Proizvedeniia. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ. (In Russian)

Tolstoy L. N. (1957) “What I believe”, in Tolstoy L. N. Polnoe sobranie sochinenii. In 90 vols, vol. 23. Seriia 1. Proizvedeniia. Moscow, Khudozhestvennaia literatura Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

13.05.2022

Выпуск

Раздел

Теология: тексты и контексты