Специфика паламитской доктрины, ее истоки и позднейшая рецепция

Авторы

  • Дмитрий Сергеевич Бирюков Институт гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 21/4

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2021.308

Аннотация

Беседа с доктором философских наук Дмитрием Бирюковым, исследователем творчества поздневизантийского богослова Григория Паламы (1296–1359), посвящена обсуждению особенностей учения этого авторитетного учителя Церкви, а также рецепции его наследия в XIX–XX вв. после столетий забвения. В ходе беседы обозначается основоположная метафизическая схема паламитского богословия — различение сущности и энергий в Боге. С одной стороны, прослеживается преемственность этой схемы по отношению к богословию отцов-каппадокийцев, с другой — выявляется ее новизна. Обсуждаются истоки и параллели указанного различения, в частности его связь с христологией, а также влияние на Паламу евагрианства. Указывается на сходство и отличия между интуицией, стоящей за различением сущности и энергий у Григория Паламы, и базовой интуицией, стоящей за философией неоплатонизма. Обозначаются типы божественных энергий в паламитском учении и вопрос о различии богословских языков, на которых выражается идея обожения как соединения человека с Богом. Особое внимание уделено понятию «энергия» и его различным коннотациям, связанным в том числе с его современным естественнонаучным пониманием. Обсуждается философское измерение богословия Паламы, в частности в связи с интеллектуальной культурой его времени, а также соотношение исихазма как монашеской практики и паламизма как богословско-философской концепции. В заключительной части беседы прослеживается история изучения, интерпретации и актуализации учения Григория Паламы в течение трех прошлых веков — от масонов до советских ученых и современных исследователей. Особое внимание уделено так называемому неопаламизму в различных его изводах — как религиозно-философском, так и богословском.

Ключевые слова:

Григорий Палама, паламизм, поздневизантийское богословие, русская религиозная философия, неопаламизм, сущность и энергии в Боге, обожение

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Aleksii, bishop (1906) Fourteenth-century Byzantine church mystics. Kazan’, Pravoslavnyi Sobesednik Publ. (In Russian)

Bibikhin V. V. (2010) Energy. Мoscow, Institut filosofii, teologii i istorii sv. Fomy Publ. (In Russian)

Biryukov D. S. (2009) “Gregory Palamas”, in Antologiia vostochno-khristianskoi bogoslovskoi mysli. Ortodoksiia i geterodoksiia. In 2 vols. Vol. 2, eds. G. I. Benevich, D. S. Biryukov, pp. 448–466. Мoscow, St. Petersburg, Nikeia Publ. (In Russian)

Biryukov D. S. (2009) “The topic of describing a human person through the ‘convergence of features’ in St. Basil the Great and Its Church-Historical and Historical-Philosophical Context”, in Bogoslovskie trudy, iss. 42, pp. 87–109. Moscow, Izdatel’stvo Moskovskoi patriarkhii Publ. (In Russian)

Biryukov D. S. (2012) “On the treatise ‘Rule of Theology’ by St. Neilos Kabasilas and the theme of the distinction between light and heat of fire by St. Neilos Kabasilas and St. Gregory Palamas”, in EINAI: Problemy filosofii i teologii, no. 2, pp. 423–440. (In Russian)

Biryukov D. S. (2017) “The theme of the hierarchy of natural things in Palamitic literature. Part 1: The prehistory of the theme of the hierarchy of being and the emergence of this theme in the Palamitic disputes”, in Konstantinove Listy, vol. 10, no. 2, pp. 15–22. (In Russian)

Biryukov D. S. (2018) “The Reception of the Palamism in Russian Thought in the Early 20th Century: The Issue of the Philosophical Status of Palamism and Barlaamism, Its Solutions and Context”, in Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 4: Istoriia. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniia, vol. 23, no. 5, pp. 34–47. (In Russian)

Biryukov D. S. (2019) “Taxonomies of beings in the Palamite literature. Part 2: The Palamite doctrine in the context of the previous Byzantine tradition and its reception in the Russian religious thought of the 20th сentury (the philosophy of creativity by Sergei Bulgakov)”, in Konstantinove Listy, vol. 12, no. 2, pp. 69–79. (In Russian)

Biryukov D. S. (2020) “‘Synergetic Revelation of Reality’: Observations on the prehistory, sources and contents of the notions of ‘symbol’, ‘synergy’, and ‘energy’ in P. A. Florensky in the context of the reception of Palamism in Russian thought in the early 20th century”, in Voprosy filosofii, no. 6, pp. 103–115. (In Russian)

Biryukov D. S. (2020) “The Aristotelian paradigm of communion in Byzantine theology: Gregory of Nyssa on human nature as a monad and Gregory Palamas on the impossibility of communion with the divine essence”, in Filosofiia religii: analiticheskie issledovaniia, vol. 4, no. 2, pp. 36–58. (In Russian)

Biryukov D. S. (2020) “Two thinkers in conversation about Palamism: the sophiological Palamism of Fr. Sergius Bulgakov and the neopalamism of Fr. George Florovsky (1920s)”, in Voprosy bogosloviia, vol. 1, no. 3, pp. 13–43. (In Russian)

Biryukov D. S. (2021) “Formation of the Palamite doctrine in the letters of Gregory Palamas to Gregory Akindynos and Barlaam of Calabria”, in Pis’ma sviatitelia Grigoriia Palamy k Grigoriiu Akindinu i Varlaamu Kalabriiskomu, pp. 9–52. Kiev, Tserkovshchina Publ. (In Russian)

Biryukov D. S. (2021) “The Reception of Palamism in the Onomatodoxy Legacy of A. F. Losev. Part 1: The Dating of Losev’s article ‘Die Onomatodoxie (russisch ‘Imiaslavie’)’ and the question of the dependence of this article on the onomatodoxical texts of P. A. Florensky ”, in Platonovskie issledovaniia, vol. 14, no. 1, pp. 189–202. (In Russian)

Bulgakov S. (2017) The Unfading Light. Contemplations and speculations. Sergiev Posad, Moskovskaia gubernskaia tipografiia I. Ivanova Publ. (In Russian)

El’chenko P. (2021) “Why God created evil, how to save the soul and 17 more difficult questions about Neoplatonism: Interview with the historian of philosophy Svetlana Mesyats”, in Gor’kii. April, 15. Available at: https://gorky.media/context/zachem-bog-sotvoril-zlo-kak-spasti-dushu-i-eshhe-17-neprostyh-voprosov-o-neoplatonizme (accessed: 27.08.2021). (In Russian)

Florovskii G. V. (1928) “Creature and creaturehood”, in Pravoslavnaia mysl’, iss. 1, pp. 176–212. (In Russian)

Georgi Fakrasis (2009) The dispute between St. Gregory Palamas and Gregora the Philosopher. The philosophical and theological foundations of the Palamitic disputes. Transl. by D. A. Pospelov; ed. by D. S. Biryukov. Moscow, Sviataia Gora Afon Publ., Nikeia Publ. (In Russian)

Grigori Palama (1995) Triads in defence of the sacred-silent. Moscow, Kanon Publ. (In Russian)

Isaeva N. V. (1996) The word that creates the world. From Early Vedanta to Kashmir Shaivism: Gaudapada Bhartrihari Abhinavagupta. Moscow, Ladomir Publ. (In Russian)

Kiprian (Kern), Archimandrite (1950) The Anthropology of St. Gregory Palamas. Paris, YMCAPRESS. (In Russian)

Kireevskii I. V. (1979) “On the nature of enlightenment in Europe and its relation to the enlightenment of Russia”, in Kireevskii I. V. Criticism and Aesthetics, pp. 248–293. Мoscow, Iskusstvo Publ. (In Russian)

Krivocheine B. (1936) “La doctrine acketique et theologique de Saint Gregoire Palamas”, in Seminarium Kondakovianum, vol. VIII. Prague, Kondakov Institute Publ.

Losev A. F. (1993) “Onomatodoxy”. Transl. from German, in Voprosy filosofii, no. 9, pp. 52–60. (In Russian)

Medvedev I. P. (1997) Byzantine humanism of the 14th and 15th centuries. St. Petersburg, Aleteia Publ. (In Russian)

Meyendorf I., archpriest (1997) The Life and Works of St. Gregory Palamas: Introduction to the Study. Eds I. P. Medvedev, V. M. Lurie; transl. by G. N. Nachinkin. St. Petersburg, Vizantinorossika Publ. (In Russian)

Meyendorff J. (1959) Introduction à l’étude de Grégoire Palamas (Patristica Sorbonensia, vol. 3). Paris, Éditions du Seuil.

Modest, hegumen (1860) Saint Gregory Palamas, Metropolitan of Thessalonica. A proponent of the Orthodox doctrine of the Light of Tabor and the Acts of God. Kiev, tipografiia A. Gammershmid Publ. (In Russian)

Monк David Disipat (2012) Polemical writings. History and theology of the Palamite disputes. Eds A. I. Solopov, D. S. Biryukov. Мoscow, Nikeia Publ. (In Russian)

Nedetovskii G. (1872) “Barlaam’s heresy”, in Trudy Kievskoi dukhovnoi akademii, vol. 1, pp. 316–357. (In Russian)

Obolevich T. (2020) Myrrha Lot-Borodine. Historian, writer, philosopher, theologian. St. Petersburg, Nestor-Istoriia Publ. (In Russian)

Rigo A. (1989) Monaci esicasti e monaci bogomili. Le accuse di messalianismo e bogomilismo rivolte agli esicasti ed il problema dei rapporti tra esicasmo e bogomilismo (Orientalia venetiana, vol. 2). Firenze, Olschki.

Sokolov I. I. (1913) St Gregory Palamas, Archbishop of Thessalonica. His works and doctrine of isichia. St. Petersburg, izdatel’stvo Sankt-Peterburgskoi dukhovnoi akademii Publ. (In Russian)

Stăniloae D. (1938) Viața și învățătura Sf. Grigorie Palama. Sibiu, [s. n.].

Uspenskii F. I. (1891) Essays on the history of Byzantine education. St. Petersburg, Tipografiia V. S. Balasheva Publ. (In Russian)

Vasilii (Krivoshein), archbishop (2011) “The ascetic and theological teachings of St Gregory Palamas”, in Vasilii (Krivoshein), archbishop. Bogoslovskie trudy, pp. 61–143. Nizhnii Novgorod, Khristianskaia biblioteka Publ. (In Russian)

Zarin S. M. (1907) Asceticism according to Orthodox Christian teaching. Vol. 1: The Essential Positive, book 2: Experiences of Systematic Disclosure of the Issue. St. Petersburg, tipografiia V. F. Kirshbauma Publ. (In Russian)

Zubov V. P. (2004) “<…On energies, hypostases, and essence…>”, in Zubov V. P. Izbrannye trudy po istorii filosofii i estetiki, 1917–1930. Comp. by M. V. Zubova, pp. 33–45. Moscow, Indrik Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

19.10.2021

Выпуск

Раздел

Беседы