Соотношение науки и теологии в интерпретации Думитру Станилоэ

Авторы

  • Мария Валерьевна Гриднева Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Российская Федерация, 115035, Москва, ул. Пятницкая, 4/2; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20 https://orcid.org/0009-0000-6532-6093

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2024.207

Аннотация

В статье исследуются взгляды румынского православного богослова Думитру Станилоэ (1903–1993) на соотношение естественных наук и теологии. Приводится характеристика его гносеологии, в рамках которой он выделяет три этапа богопознания: рациональный (утвердительный и отрицательный); апофатический; этап познания на основе конкретных жизненных ситуаций. Отмечается повышенный интерес богослова к рациональному этапу познания, на котором возможна и необходима строгая наука, а также взаимосвязанность всех этапов, что обусловливает пользу научного знания на всем пути восхождения человека к Богу. Широкое применение Д. Станилоэ рационального метода познания иллюстрируется на примере его статьи «Церковь как место и обширное сообщество во Христе». Станилоэ выделял большое количество взаимосвязей, основанных на тринитарном богословии и христологии (душа — тело, человек — мир, творение — Бог). Приводится обоснование важности научного знания в связи с тем, что оно способствует укреплению и прояснению связи «космос — человек — Христос — Троица». Перечисляются методологические особенности познания окружающего мира в контексте связи научного знания и богопознания, а также отмечается и характеризуется позитивный взгляд Д. Станилоэ на технический прогресс. В конце исследования делается вывод о том, что Станилоэ рассматривает науку как часть богопознания и средство естественного Откровения, а также считает важным сочетать научное познание с апофатическим познанием творения, которое возможно вследствие присутствия Бога в мире.

Ключевые слова:

Думитру Станилоэ, естественные науки, теология, богословие, рациональное познание, богопознание, творение

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Bielawski M. (1997) The philokalical vision of the world in the theology of Dumitru Stăniloae. Bydgoszcz, Wydawnictwo Homini.

Buchiu S. (2002) Cunoașterea apofatică în gândirea părintelui Stăniloae. București, Libra.

Costache D. (2001) “Virtualitate și actualitate. De la ontologia cuantică la cosmologia antropică a părintelui Dumitru Stăniloae”, in Știință și teologie: Preliminarii pentru dialog. Coord. D. Popescu, pp. 202–220. București, XXI: Eonul dogmatic.

Costache D. (2019) “A theology of the world: Dumitru Stăniloae, the traditional worldview, and contemporary cosmology”, in Orthodox Christianity and modern science: Tensions, ambiguities, potential. Eds V. N. Makrides, G. Woloschak, pp. 205–222. Turnhout, Brepols Publ.

Goțiu M. (2023) “‘Limbaj defăimător, comportament obscen, discriminare’. Reacția Facultății de Teologie Ortodoxă a UB, criticată că primește mai multe locuri bugetate decât facultățile de Fizică, Chimie, Biologie, Istorie (și multe altele)”, in România Curată. 2023. Available at: https://www.romaniacurata.ro/limbaj-defaimator-comportament-obscen-discriminare-reactia-facultatii-de-teologie-ortodoxa-a-ub-criticata-ca-primeste-mai-multe-locuribugetate-decat-facultatile-de-fizica-chimi (accessed: 10.06.2024).

Krivovichev S. V. (2015) The science of believers or the faith of scientists: 20th century. Мoscow, Algoritm Publ. (In Russian)

Leopold A. (1980) A sand county almanac. Transl. from English by I. G. Gurova, ed. by A. G. Bannikova. Moscow, Mir Publ. (In Russian)

Makrides V. N., Woloschak G., eds (2019) Orthodox Christianity and modern science: Tensions, ambiguities, potential. Turnhout, Brepols Publ.

Maximus the Confessor (1993) Works of Saint Maximus the Confessor. In 2 vols, vol. 1: Theological and ascetic treatises. Transl. and comment. by A. I. Sidorova. Moscow, Martis Publ. (In Russian)

Micevski-Ignat I. (2022) Cunoașterea rațională în teologia sfântului Iustin Popovici și a părintelui Dumitru Stăniloae. Iași, Doxologia.

Popescu D., coord. (2001) Știință și teologie: Preliminarii pentru dialog. București, XXI: Eonul dogmatic.

Raiu C. (2022) “Confronting religion from a post-political perspective. Health policies during the Covid-19 pandemic in Romania”, in Teologia, no. 3, pp. 65–74.

Stăniloae D. (1976) “Creaţia ca dar şi tainele Bisericii”, in Ortodoxia, vol. XXVIII, no. 1, pp. 10–29.

Stăniloae D. (1982) “Biserica în sensul de locaș și de largă comuniune în Hristos”, in Ortodoxia, vol. XXXIV, no. 3, pp. 336–346.

Staniloaë D. (1985) Le génie de l’Orthodoxie: Introduction, avant-prop. du métrop. Damaskinos, préf. d’O. Clément; trad. du roum. par D. I. Ciobotea. Paris, Desclée de Brouwer.

Stăniloae D. (1993) Iisus Hristos lumina lumii și îndumnezeitorul omului. Îngrij. ed. M. Dumitrescu. București, Anastasia.

Stăniloae D. (1993) Viața și învățătura sfîntului Grigorie Palama: cu patru tratate traduse. Îngrij. ed. O. Chețan. Sibiu, Scripta.

Stăniloae D. (1995) Chipul nemuritor al lui Dumnezeu. În 2 vols. Ed. îngrij. de C. M. Dădârlat. București, Cristal.

Stăniloae D. (1996) Teologia dogmatică Ortodoxă. In 3 vols, vol. 1. București, Editura Institutului Biblic și de misiune al Bisecirii Ortodoxe Române.

Stăniloae D. (2003) Ascetica și mistica Bisericii Ortodoxe. București, Editura institutului biblic și de misiune al Bisericii Ortodoxe Române.

Toroczkai C. I. (2017) Romanian theology in the 20th century: Accents, synthesis, and biobibliographic indexes. Sibiu, Agnos Publ., 2017. (In Russian)

Weber M. (1990) “The Protestant ethic and the spirit of capitalism”, in Weber M. Selected Works. Transl. from German, comp., ed. and afterword by Yu. N. Davydov; foreword by P. P. Gaidenko, pp. 44–344. Moscow, Progress Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

19.08.2024

Выпуск

Раздел

Исследования