Семейные ценности в «Страстях святых Перпетуи и Фелицитаты»

Авторы

  • Алексей Витальевич Каргальцев Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48 https://orcid.org/0000-0001-9258-467X

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2024.403

Аннотация

Статья посвящена анализу семейных привязанностей в раннехристианском тексте «Страсти святых Перпетуи и Фелицитаты». Рассматривается традиционный для христианского миропонимания конфликт между ценностями римской семьи и христианской веры. Данная проблема отражена во многих агиографических памятниках ранней Церкви, однако в «Страстях святых Перпетуи и Фелицитаты» отражены все грани ценностного конфликта: мученица выступает как жена, мать, дочь и сестра. Вопреки устойчивому представлению, согласно которому христианские герои порывают со своими привязанностями ради веры, в статье показано, что в действительности речь идет об очень сложном комплексе взаимоотношений, в центре которого лежит идея христианской любви к родным. Героиня использует свое мученичество как форму проповеди, которая должна убедить членов семьи присоединиться к Церкви и даже спасти от посмертных мучений тех из них, кто уже умер. Памятник указывает, что такая миссия может быть вполне успешной, и даже те из родственников, кто изначально противостоял героине и призывал ее спасти жизнь через отречение от веры, переживают нравственное перерождение. Таким образом, задачи агиографической литературы могут пониматься не только в свете утешения членов Церкви перед лицом преследований, но и как своеобразный манифест семейных ценностей для внешней аудитории.

Ключевые слова:

мученичество, раннее христианство, Перпетуя, Карфаген, Римская империя, семья, женщина

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Barkman H. (2016) Female identity and agency in the cult of the martyrs in Late Antique North Africа. PhD Thesis in Religious Studies. Ottawa, University of Ottawa.

Barnes T. D. (1971) Tertullian: A historical and literary study. Oxford, Clarendon Press.

Bradley K. (2003) “Sacrificing the family: Christian martyrs and their kin”, in Ancient Narrative, vol. 3, pp. 150–181.

Cobb L. S. (2008) Dying to be men: Gender and language in early Christian martyr. New York, Columbia University Press.

Cobb, L. S., ed. (2021) The Passion of Perpetua and Felicitas in Late Antiquity. Oakland, University of California Press.

Cox Miller P. (1994) Dreams in Late Antiquity: Studies in the imagination of a culture. Princeton, Princeton University Press.

Dronke P. (1984) Women writers of the Middle Ages: A critical study of texts from Perpetua to Marguerite Porete. Cambridge, Cambridge University Press.

Habermehl P. (2004) Perpetua und der Ägypteroder Bilder des Bösen im frühen afrikanischen Christentum: Ein Versuch zur Passio sanctarum Perpetuae et Felicitatis. 2., überarb. Aufl. Berlin; New York, Walter de Gruyter.

Heffernan T. J. (2012) The Passion of Perpetua and Felicity. Oxford; New York, Oxford University Press.

Henten J. W., van. (2012) “The Passio Perpetuae and Jewish martyrdom: The motif of motherly love”, in Perpetua’s Passions: Multidisciplinary approaches to the Passio Perpetuae et Felicitatis. Eds J. N. Bremmer, M. Formisano, pp. 118–133. Oxford, Oxford University Press.

Kargaltsev A. V. (2014) “Passio Sanctorum Maximae, Secundae et Donatillae”, in Mnemon, no. 13, pp. 455–464. (In Russian)

Kargaltsev A. V. (2021) “Women in early Christian hagiography: On the issue of research methodology”, in Mnemon, no. 21 (1–2), pp. 117–124. (In Russian)

Kargaltsev A. V. (2023) “Terminology of wealth and poverty in Tertullian’s treatises”, in Indoevropeiskoe iazykoznanie i klassicheskaia filologiia, no. 27 (1), pp. 520–528. (In Russian)

Klawiter F. (1980) “The role of martyrdom and persecution in developing the priestly authority of women in Early Christianity: A case study of Montanism”, in Church History, no. 49, pp. 251–261.

Le Goff J. (1981) La naissance du purgatoire. Paris, Gallimard.

Leal J. (2010) “Nota Martyrologica: el sueño de Dinócratesen la ‘Passio Perpetuae’ y las fuentes de la ‘Passio Fabii Vexilliferi’”, in Studia Patristica. Eds J. Baun, A. Cameron, M. Edwards, M. Vinzent, vol. XLV, pp. 349–354.

Lebedev P. N. (2023) “A martyr in the family circle: The ‘Passio Sanctarum Perpetuae et Felicitatis’ and Roman Family Values”, in Novyi istoricheskii vestnik, no. 1 (75), pp. 75–95. (In Russian)

Nolan E. P. (1994) Cry out and write: A feminine poetics of Revelation. New York, Continuum.

Panteleev A. D. (2017) “History of Christian martyrdom as phenomenon and genre”, in Rannie muchenichestva. Ed. by A. D. Panteleev, pp. 5–32. St. Petersburg, Gumanitarnaia akademiia Publ. (In Russian)

Panteleev A. D. (2022) “I do not recognize the empire of this world”: Martyrs and the Roman Empire”, in Gosudarstvo, religiia, tserkov’ v Rossii i za rubezhom, no. 40 (1), pp. 12–37. (In Russian)

Rhee H. (2005) Early Christian literature: Christ and culture in the second and third centuries. New York, Routledge.

Sergeyeva E. V. (2013) “The conflict of identities in the martyrium of Saint Perpetua and Felicitas”, in RSUH/RGGU Bulletin. Series: Historical Studies. History / Studia сlassica et mediaevalia, vol. 118, no. 17, pp. 37–53. (In Russian)

Shewring W. H. (1931) The Passion of ss. Perpetua and Felicity mm. London, Sheed and Ward.

Trumbower J. A. (2001) Rescue for the dead: The posthumous salvation of non-Christians in Early Christianity. Oxford, Oxford University Press.

Yaroshevskaya O. I. (2024) “Perpetua’s relationships with her family”, in Studia Religiosa Rossica: nauchnyi zhurnal o religii, no. 1, pp. 93–108. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

28.12.2024

Выпуск

Раздел

Исследования