Христианская теология и принцип инерции в физике
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2022.302Аннотация
В статье описывается, как формулировка закона инерции в классической механике зависела от богословских представлений того или иного времени. Показывается, что в средневековой науке все попытки решить задачу движения брошенного тела предпринимались в рамках аристотелевского понимания движения как актуализации возможного. Тем не менее в теории импетуса (Иоанн Филопон) средневековые натурфилософы вплотную подошли к принципу сохранения количества движения (Жан Буридан). Галилей, начинавший осмысление теории движения с попытки математизировать понятие импетуса, в зрелых работах перешел к принципиальной критике аристотелевского понимания движения, однако, несмотря на всю сократовскую мощь майевтического метода, доказать закон инерции ему не удалось. Виртуозная диалектика Галилея позволила ему лишь разрушить все возражения против движения по инерции. Положительное доказательство закона инерции дал Декарт, и основой его дедукции стал богословский тезис о неизменности Бога. Закон инерции в классической механике Декарта и Ньютона был тесно связан с тезисом пассивности материи. В статье показано, что этот тезис перекликается с протестантским пониманием (у Лютера) христианского пути как культивирования пассивной праведности, где вся активность спасения обусловлена только действием Бога.
Ключевые слова:
наука и богословие, протестантство и классическая механика, закон инерции, Жан Буридан, Пьер Дюгем, Аннелиза Майер, Галилей, Декарт, Ньютон, Лютер
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.