Героизм и святость в аспекте православной теологии
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu28.2024.407Аннотация
Авторы статьи формулируют три универсальных постулата, касающихся связи героического и сакрального, которая характерна для любой европейской культуры от Античности до наших дней: «Герой — это всегда страдалец»; «Герой — это всегда трагическая фигура»; «Герой — это фигура, отделенная или отделяемая от общества, полиса, семьи, истории, здравого смысла». В христианстве (как в Элладе, Древнем Риме или исламе) эти постулаты приобретают смысловую значимость. Героизм осмысляется лишь как решительность и готовность к личным страданиям ради всеблагой, согласной с волей Божьей цели; как добровольное решение, вернее, понуждение самого себя к повседневному соработничеству с Божьей волей с осознанием трагического результата своего личного земного бытия. Героизм — это скорее готовность и состояние понуждения самого себя к деланию. Однако святость осмысляет страдание, придает ему глубокую содержательность и дарует утешение, которые не связаны с мирской грустью по поводу отделенности от общества или от привычного уклада жизни. Постулаты, гипотезы и промежуточные выводы проверяются на эмпирическом материале всероссийского опроса, проведенного в 2023 г. (восемь федеральных округов РФ, 1350 респондентов). Особое внимание уделяется ответам двух категорий респондентов: практикующих (551 чел.) и не практикующих (638 чел.) верующих.
Ключевые слова:
герой, героизм, святой, святость, античный герой, святой подвижник христианства, свобода воли, отношение Бога и человека, отношение человека и человека
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы теологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.