Идея Севира Антиохийского о преобразовании богословского языка от триадологии к христологии и ее критика в трактате Леонтия Византийского «Опровержение силлогизмов Севира». Часть вторая

Авторы

  • Олег Николаевич Ноговицин Социологический институт РАН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Российская Федерация, 190005, Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, 25/14 https://orcid.org/0000-0002-0989-7921

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.101

Аннотация

Данное исследование представляет собой вторую часть статьи, в которой рассматривается идея Севира Антиохийского о мистическом преобразовании в событии воплощения Христа значений важнейших для репрезентации богословского смысла этого события понятий «сущность», «природа», «ипостась» и «лицо», а также развернувшаяся вокруг этой идеи полемика между халкидонитами и монофизитами-севирианами, непосредственно представленная в 3-й главе трактата Леонтия Византийского «Опровержение силлогизмов Севира». По своему содержанию эта глава разделяется на две части, каждая из которых состоит из аргумента севирианского противника халкидонского вероисповедания и предложенного Леонтием развернутого опровержения данного аргумента. Содержание первой половины текста вращается вокруг философского анализа проблемы методологической адекватности самой формулировки идеи Севира как с точки зрения внешней философской мудрости, так и богословия, а вторая посвящена проблеме грамматического и философского статуса экзегезы двусмысленных высказываний Отцов. В этой части исследования предложена подробная интерпретация первой части 3-й главы трактата Леонтия и на основе обращения к аутентичным для первой половины VI в. моделям философской и богословской аргументации проведен анализ логико-философского и богословского смысла используемых оппонентами полемических аргументов.

Ключевые слова:

Севир Антиохийский, Леонтий Византийский, школьная неоплатоническая философия, христология, триадология, взаимовозвратное доказательство, определение, природы и имена

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Bekker Imm., ed. (1831) Aristotelis opera . Ed. Academia Regia Borussica, in 5 vols (1831–1870), vols 1–2: Aristoteles Graece ex recognitione Immanuelis Bekkeri. Berolini, apud Georgium Reimerum.

Bobzien S. (2000) “Wholly Hypothetical Syllogisms”, in Phronesis, vol. 45 (2), pp. 87–137.

Bobzien S. “Why the Order of the Figures of the Hypothetical Syllogisms Was Changed”, in The Classical Quarterly, New Series, vol. 50 (1), pp. 247–251.

Burnet I., ed. (1901) Platonis opera. Tomus II. Tetralogias III–IV Continens. Oxford, Clarendon Press.

Busse A., ed. (1891) Ammonius in Porphyrii isagogen sive quinque voces. Berlin, Reimer (Commentaria in Aristotelem Graeca IV. 3).

Busse A., ed. (1887a) Porphyrii Isagoge et In Aristotelis Categorias Commentarium. Berlin, Reimer (Commentaria in Aristotelem Graeca IV.1).

Busse A., ed. (1887b) Philoponi (olim Ammonii) In Aristotelis Categorias commentarium. Berlin, Reimer (Commentaria in Aristotelem Graeca XIII.1).

Busse A., ed. (1895) Ammonius in Aristotelis categorias commentaries. Berlin, Reimer (Commentaria in Aristotelem Graeca IV.4).

Busse A., ed. (1900) Eliae In Porphyrii Isagogen et Aristotelis Categorias commentaria. Berlin, Reimer (Commentaria in Aristotelem Graeca XVIII.1).

Busse A., ed. (1904) Davidis Prolegomena et in Porphyrii Isagogen commentarium. Berlin, Reimer (Commentaria in Aristotelem Graeca XVIII.2).

Daley B. E., ed. (2017) Leontius of Byzantium, Complete Works. Oxford, Oxford University Press.

Gregorius Nazianzenus (1857) “Oratio 15: In Machabaeorum laudem”, in Patrologia Graeca. Ed. by J.-P. Migne, vol. 35, coll. 912A–934B.

Gregorius Nazianzenus (1858) “Oratio 45: In sanctum Pascha”, in Patrologia Graeca. Ed. by J.-P. Migne, vol. 36, coll. 624A–664C.

Hayduck M. (1897) Ioannis Philoponi in Aristotelis De anima libros commentaria. Berlin, Reimer (Commentaria in Aristotelem Graeca XV).

Lang U.-M. (2001) John Philoponus and Controversies over Chalcedon in the Six Century. A Study and Translation of the “Arbiter”. Leuven, Peeters.

Mutschmann H., ed. (1912) Sexti Empirici Opera recensuit. In 2 vols, vol. 1. Leipzig, Teubner.

Nogovitsin O. N. (2020) “‘Definition’ of nature as an argument in the Christological controversies of the 6th century: μία φύσις, δύο φύσεις and the order of being according to Leontius of Byzantium and John Philoponus”, in ESSE: The philosophical and theological studies, vol. 5 (1/2), pp. 143–191. (In Russian)

Sanda A., ed. (1930) Opuscula monophysitica Ioannis Philoponi. Beirut, Typographia Catholica PP. Soc. Jesu.

Sesboiie B., Durand G.-M., Doutreleau L., eds (1982) Basile de Cesaree. Contre Eunome. Suivi de Eunome, Apologie. Introd., trad. et notes de B. Sesboiie, S. J., avec la collaboration pour le texte et l’introduction critiques de G.-M. de Durand, O. P., et L. Doutreleau, S. J. T. 1. Paris, Editions du Cerf (Sources Chretiennes 299).

Shchukin T. A., Nogovitsin O. N., Baranov V. A., transl., comment. (2019) “Leontius of Byzantium. Refutation of syllogisms of Severus (transl. by T. A. Shchukin, transl., ed. by V. A. Baranov, comments by O. N. Nogovitsin and T. A. Shchukin)”, in ESSE: Studies in Philosophy and Theology, vol. 4 (2), pp. 191–248. (In Russian)

Wallies M., ed. (1909) Ioannis Philoponi in Aristotelis analytica posteriora commentaria cum Anonymo in librum II. Berlin, Reimer (Commentaria in Aristotelem Graeca XIII. 3).

Zhyrkova A. (2017) “Leontius of Byzantium and the Concept of Enhypostaton. A Critical Re-evaluation”, in Forum Philosophicum, vol. 22 (2), pp. 193–218.

Загрузки

Опубликован

22.03.2023

Выпуск

Раздел

История христианской мысли