Ангелология в трактате «Причина основания школ»

Авторы

  • Михаил Валентинович Антонюк Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0009-0000-1712-8244

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu28.2024.404

Аннотация

Статья посвящена анализу ангелологической концепции в сирийском трактате «Причина основания школ», созданном Бархадбшаббой Арбайя, епископом Хулвана. Рассматриваются факторы, повлиявшие на появление оригинального учения об ангелах, описанных в исследуемом документе. Непосредственное влияние на создание подобной концепции оказало богословие Феодора Мопсуэстийского, который в своем комментарии на книгу Бытия отразил момент обучения ангелов. Эту идею самостоятельно стал развивать Бархадбшабба, используя труды Псевдо-Дионисия и заимствуя у него иерархию ангелов на небе для того, чтобы применить данную концепцию к выстраиваемой им педагогической системе. В этом обнаруживаются важные следы влияния сирийской педагогической традиции в лице Ефрема Сирина и Нарсая. Последний также испытал влияние богословия Феодора Мопсуэстийского, что отразилось в созданных им мемрах. Результаты исследования показали зависимость автора «Причины основания школ» от названных авторов, что может навести на мысль об обычном восприятии тех или иных богословских идей. Тем не менее выявлено, что Бархадбшабба развил идеи вышеуказанных деятелей Церкви и на их основании построил собственную ангелологическую концепцию, которую представил в своем трактате.

Ключевые слова:

ангелология, Бархадбшабба, Нарсай, Нисибинская школа, мир как школа, сирийская педагогическая традиция, Феодор Мопсуэстийский

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Averintsev S. S. (2004) Poetics of Early Byzantine Literature. St. Petersburg, Azbuka-klassika Publ. (In Russian)

Becker A. H. (2004) “Bringing the Heavenly Academy down to Earth”, in Heavenly realms and earthly realities in Late Antique religions. Ed. by R. S. Boustan, pp. 174–191. Cambridge, Cambridge University Press.

Becker, A. H. (2006) Fear of God and beginning of wisdom. The School of Nisibis and Christian scholastic culture in Late Antique Mesopotamia. Philadelphia, PENN.

Brock S. (1992) The luminous eye. The spiritual world vision of Saint Ephraem. Kalamazoo, Cistercian Publ.

Cyril, Archbishop of Jerusalem, saint (2010) Catechetical and secret teachings. Moscow, Blagovest Publ. (In Russian)

Dionysius the Areopagite. (1898) About the heavenly hierarchy. Moscow, Sinodalnaia tipografiia Publ. (In Russian)

Ephraem the Syrian, saint (2007) Selected works. Moscow, Sretenskii monastyr’ Publ. (In Russian)

Florovsky G. V. (1933) Byzantine Fathers 5th–8th centuries. Paris, Société Nouvelle d’Imprimerie et d’Édition. (In Russian)

Keck D. (1998) Angels and angelology in the Middle Ages. Oxford, Oxford University Press.

Lagutin A. O., Antsupova V. D., Pischulina M. S. (2023) “The Number in teachings of the Pythagoreans (difference between ancient and modern concepts of number)”, in Nauchnyi aspekt, vol. 5, no. 3, pp. 507–515. (In Russian)

Mar Barhadbshabba ‘Arbaya (1908) “Cause de la Foundation des Ecoles”, in Patrologia Orientalis, vol. VI, pp. 321–404. Paris, Librairie De Paris.

Markidonov A. V. (2014) “Neoplatonism and Christianity: Rapprochement and divergence”, in Khristianskoe chtenie, no. 5, pp. 30–41. (In Russian)

Pigulevskaya N. V. (2017) The Culture of Syria in the Middle Ages. Moscow, Lomonosov Publ. (In Russian)

Piotrovskiy M. B. (1991) “Iblis”, in Islam: entsiklopedicheskii slovar’, pp. 81–82. Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Reinink G. J. (1995) “‘Edessa grew dim and Nisibis shone forth’: The School of Nisibis at the Transition of the sixth-seventh century”, in Centres of Learning, pp. 77–89. Leiden, Brill.

Ryken L., Wilhoit D., Longman T., eds (2005) The Dictionary of Biblical images. St. Petersburg, Bibliia dlia vsekh Publ. (In Russian)

Seleznev N. N. (2002) Christology of the Assyrian Church of the East. Moscow, Euroasiatika Publ. (In Russian)

Semenova S. O. (2004) The problem of angelology in the teachings of the Eastern Church of the 4th — early 6th centuries. PhD Thesis in Philosophy. St. Petersburg, Gosudarstvennyi muzei istorii religii Publ. (In Russian)

Theodore of Mopsuestia. (1896) Fragments. Theodori Mopsuesteni Fragmenta Syriaca. Ver. E. Sachau. Lipsae, Sumptibus Guilelmi Engelmann.

Theodoret of Cyrus (2003) “About the devil and demons”, in Theodoret of Cyrus. Sokrashchennoe izlozhenie Bozhestvennykh dogmatov, pp. 30–33. Moscow, Palomnik Publ. (In Russian)

Vööbus A. (1965) History of the School of Nisibis. Louvain, Secrétariat du Corpus SCO.

Zabolotnyi E. A. (2020) Syriac Christianity between Byzantium and Iran. St. Petersburg, Nauka Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

28.12.2024

Выпуск

Раздел

Исследования